Сегодня Николай Солодовников – один из владельцев прибыльного бизнеса по грузоперевозкам и номинантов народной премии UL City Awards 2017 как потенциальный «Бизнесмен года». Корреспондент Первого ульяновского портала узнал, с чего начинался путь к успеху и с какими трудностями столкнулся предприниматель.
– Николай, когда вы начали вести бизнес?
– Первый опыт, наверное, бизнесом нельзя назвать. В 22 года я занялся куплей-продажей. У знакомого были склады со старым медицинским оборудованием – то, что работало, восстанавливали и продавали в больницы. Это длилось недолго: открыли фирму, пока было оборудование – продавали.
– А когда поняли, что надо открывать свое дело?
– В 2012 году я работал в департаменте по молодежной политике. В сентябре у меня родилась дочь, и в тот же день я написал заявление. Понял, что не смогу просидеть на бюджетные деньги, хотел больше зарабатывать. Первый год я имел 15 тысяч в месяц, если что-то зарабатывали, оставляли в обороте, были долги. Два с половиной года потребовалось, чтобы поднять свой заработок до 50 тысяч.
– Чем занимались?
– В 2007-2010 году мы пробовали организовывать развлекательные программы и командообразующие тренинги. Проводили небольшие городские и областные мероприятия, придумывали сценарии, занимались организационной работой площадок на городских праздниках. По командообразующим мероприятиям работали с крупными компаниями, с Бинбанком, например.
Еще у Солодовникова была новая на тот момент программа, которую он решил запустить в регионе – организация палаточного отдыха со всеми удобствами на природе. С партнерами создали компанию «Архипелаг».
– Вот представьте: компания делает заказ, приезжает – а у них уже стоят палатки, биотуалет, шатер, мангалы. У нас было оборудование и ряд мест для организации отдыха. По факту получилось, что услуга по цене недалеко ушла от турбаз, потому что требовала большой подготовки: нужно было привезти команду, настроить звуковое оборудование, поставить шатры, палатки и прочее. Мы поняли, что наш город пока не испытал в достатке комфортных условий, чтобы платить еще и за «некомфортные». Мы организовали три поездки: для некоммерческой организации, для проекта «Открытые пространства» и пробный выезд практически «для своих». Проект закрылся за полгода. Но это был не самый смешной бизнес.
Смешной бизнес
– А какой был самый «смешной»?
– После самого «смешного» бизнеса я понял, как точно делать не надо. Это было летнее кафе в Киндяковке на пляже за «Винновской рощей». В 2012 году мы там поставили кафе. Нас было целых три (!) учредителя – все друзья, – которые вложились финансово. Четвертый товарищ отвечал за безопасность и за подбор персонала. Было реально, как лебедь, рак и щука: у каждого свое видение, но ни у одного – опыта ведения бизнеса. Решили сэкономить и собрать кафе самостоятельно. В итоге целый месяц, весь май мы не работали, в поте лица ставили «летник» и смотрели, как люди рядом отдыхают. Причем мы заказали дорогие полы, хороший шатер, не экономили, хотели сделать все красиво. Хотя, может быть, на том пляже это и не было нужно. Долго подбирали поставщиков пенных и прохладительных напитков, потому что все отказывались спускаться к пляжу – дорога была отвратительная. Потом начались проблемы с кухней – шашлычника тоже нужно было возить. В итоге получили медкнижки и сами готовили. Сейчас вспоминать смешно.
Было такое, что один из партнеров звонил и говорил: «Я по дешевке купил у знакомого пол тушки свиньи, сейчас привезу». Вечером он привозил неразделанные полтушки, которые даже класть негде было. У нас еда вообще плохо продавалась. Основной продукт, который расходился – это пенное, и круто, если его с собой не приносили.
Подходя к бизнесу ответственно, Николай с партнерами облагородили пляж, взрыхлили песок мотоблоками, поставили рядом с кафе биотуалеты и контейнеры для мусора.
– Кассу в летнем кафе до копейки сводить было тяжело, мы сидели и считали до ночи. Сводить было особенно нечего, потому что выручка была не больше 3 тысяч рублей в день. Началось лето, и я сделал для себя вывод: наша компания и заведение общепита – это разные вещи. Вечером мы делали сверку: кто сколько должен докинуть в кассу. Выходило, что фактически основными клиентами в кафе были мы. Потом мы разошлись с первым партнером, не знали, что дальше делать, потому что все трое, кто вложился финансово, еще и работали на основной работе. И это была главная ошибка. Контролировать в течение дня бизнес было нереально – отлучаться с работы не получалось.
В конце июля друзья взяли отдых и съездили на три дня на юг, а по приезду из компании ушел второй партнер.
– Пока нас не было, у охранника возник конфликт с гостем, который всю ночь спал на пляже, а утром решил зайти в кафе. Барменами у нас работали девушки, и охранник, видимо, решил их так кардинально защитить. Товарищ с пляжа пришел в кафе с агрессивным настроем, охранник, обезоружив его, побежал за посетителем. Получились такие гонки: они бегали друг за другом по очереди. Это было в предобеденное время, люди, загорающие на пляже, наблюдали интересную картину. В этот день было принято окончательное решение о закрытии «заведения». Вывозить все оттуда было некому и некуда. Пока мы думали, местные ребята разобрали полы без нашего участия. Мы успели забрать шатер и мебель – она до сих пор стоит на даче, а шатер продали. Партнеры ушли, я остался с долгами в 100 тысяч рублей по налогам и поставщикам. Это не считая кредита – мы оставались должны 200-300 тысяч. Помимо денег мы сильно «просели» на основной работе.
– Как выходили из ситуации?
– Я обратился к партнерам, откликнулся только один из четырех – Сергей Алешин, хотя все были друзьями. Он привез мне треть суммы по долгу. Он тогда уволился с работы, взял грузовую «Газель». Через полгода мы с ним открыли бизнес по грузоперевозкам. После кафе я четко определяю, с кем можно работать, а с кем нельзя.
Грузоперевозки на аутсорсе
– Когда открыли направление грузоперевозок?
– В 2013 году мы открылись как перевозчики, в первый год закупили пять мелкогабаритных грузовых машин. Специализироваться на аутсорсинге стали только в прошлом году – три года потребовалось, чтобы понять приоритетные направления работы компании. Сейчас все авто распродали, и сегодня мы предлагаем транспортно-экспедиционные услуги, помимо классических грузоперевозок по России и СНГ профессионально занимаемся негабаритными перевозками по России, а также предоставляем на аутсорсинг легковой транспорт для организаций и ведомств.
Я бы не сказал, что в грузоперевозках мы словили тренд, сегодня это тяжелый бизнес с точки зрения налогообложения. Но в аутсорсинге легкового транспорта в области есть потребность.
– На каком этапе находится компания сегодня? Какой оборот?
– У нас две фирмы, «СимТрек» и «ТЛК СимТрек» – одна работает с НДС, другая – без. Общий оборот порядка 80-90 млн в год. Парк полностью распродали, сейчас мы берем в аренду 40-50 малогабаритных грузовых машин, 30-40 крупнотоннажных машин и 5-7 низкорамников для негабаритных грузов. В штате 14 сотрудников, но есть вакантные места – из-за того, что работаем по сдельной оплате, где оклад не является основной составляющей зарплаты, не можем сформировать полный штат.
– С какими крупными компаниями работаете?
– С авиакомпанией «Волга-Днепр», как в части грузовых перевозок, так и по части доставки питания в аэропорт «Восточный», работаем с ЗАО «Тракт», Первоуральским автоагрегатным заводом, Симбирской крановой компанией, Вторсплавов, Росспиртпромом, через посредников – с «Такатой», «Сибуром» и т.д. Основная масса фирм не ульяновские. Наши всегда хотят дешевле и много гарантий. Хотя у нас ставка последние три года не меняется.
Есть привлекательные клиенты – это промзона, они дают хорошие ставки. Но они не дают выйти ульяновскому рынку напрямую, мы с ними работаем через посредников.
Супер Драйв
– Несколько дней назад вы открывали новое направление – прокат гироскутеров, электромобилей. Как запускались?
– Проект «Супер Драйв» привезли из Ярославля, открыли по франшизе. Сейчас мы уже не запускаем бизнес без анализа, без просчета. При закупке оборудования на сумму более 500 тысяч рублей мы с партнером заложили сверху еще 100 тысяч на всякий случай. За три дня мы потратили дополнительно 103 тысячи рублей, что, собственно, и требовалось доказать.
– К открытию по франшизе долго готовились?
– Идея появилась еще в январе, окончательное решение приняли позже. Мы съездили в Ярославль на два дня, посетили торговые центры, посмотрели, как работает, просчитали выручку, вернулись, все заказали и через две недели открыли точку. К слову, в прошлом году, когда мы открывали благотворительный магазин «Mr. Спасибо», сделали ошибку, которой избежали при запуске проката. Тогда мы решили сами делать ремонт в магазине и не нанимали специалистов. Работы заняли полтора месяца, мы заплатили аренду на 40 тысяч рублей больше.
– На какой стадии сейчас проект «Mr. Спасибо» (в рамках проекта люди могут сдать ненужную одежду в специальный приемник, вещи после рассортируют и часть отдадут нуждающимся, а часть – продадут по низким ценам – прим. автора)?
– 14 апреля ему исполнился год. По магазину был временный спад, но за первые два месяца этого года скопилось небольшое количество средств. Мы видим перспективы в развитии сети по регионам. Сейчас «Mr. Спасибо» готовится к запуску в Тюмени. Это будет первая точка, но не франшиза или филиал, поскольку это благотворительность. Мы решили по линии «Опоры России» запустить волну от Ульяновска, чтобы в других городах открывали благотворительные магазины. Чтобы от нас – молодых предпринимателей – исходила идея благотворительности, развивалась культура меценатства в бизнесе. Если предприниматель с самого начала своей деятельности будет об этом задумываться, то при росте его бизнеса будет увеличиваться количество средств, которые он готов выделить на благотворительную деятельность.
– Когда ждать открытия в Тюмени?
– В Тюмени к майским праздникам планируют запустить сбор вещей. Мы планируем отправить туда одного из соучредителей благотворительного магазина «Mr. Спасибо» для обучения предпринимателей, готовых заниматься благотворительностью, рассказать о том, как делать нужно и чего делать не стоит, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
– Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям?
– Первое: если хочешь делать бизнес, не надо никого слушать. Можно читать, прислушиваться, но решать все самому. Практически каждое мое начинание подвергалось критике, которая, зачастую, была необоснована.
Второе: если ты не уверен, боишься – не надо начинать. По принципу «Не уверен – не обгоняй». Бизнес не терпит не решительности.
Самое главное – жить нужно не ради денег, жить нужно идеей, идти к цели. Первый год мы смотрели на деньги, и у нас их не было, только долги.
Еще говорят, что нельзя работать с партнером, особенно с другом. Для меня это не так. Я не могу работать без партнера – контролировать процесс в одиночку. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Люблю работать с командой и в команде.
Другие истории успеха можно прочитать здесь.
Фото: vk.com, 1ul.ru