В Государственной Думе 6 октября прошли большие парламентские слушания на тему состояния городского общественного электротранспорта в регионах.
Обсуждали вопросы его функционирования, а также модернизации всей инфраструктуры и восстановления удобных маршрутов. В зале собралось около 500 человек, в том числе производители подвижного состава, представители лизинговых компаний, эксплуатирующих организаций, профессиональных ассоциаций, исполнительной власти, даже мэры некоторых городов. Принял участие в заседании и Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин.
Российское Правительство впервые приступает к разработке масштабной госпрограммы по развитию горэлектротранспорта. И Ульяновск особенно заинтересован в реализации этого проекта, так как входит в число 20 городов страны с сильнейшей системой электротранспорта.
- На следующий год мы планируем закупку как минимум 20 троллейбусов с возможностью автономного хода, чтобы связать Новый город с центром Ульяновска через Императорский мост, 15 трамваев, ремонт 20 км трамвайного пути, усиление подготовки специалистов, работающих в сфере электротранспорта, - прокомментировал Дмитрий Вавилин.
Уже на этом этапе власти обсуждают стоимость проезда пассажиров. Дмитрий Вавилин четко выразил свою позицию: цена поездок должна остаться для населения доступной. -
Некоторые субъекты РФ ранее пошли по пути концессии, но здесь есть риск существенного повышения тарифов, мы себе такого позволить не можем. Поэтому сегодня решено создать механизм помощи государства регионам и муниципалитетам, - заметил Глава Ульяновска.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев подчеркнул, что развитие городского электротранспорта - «это вопрос благополучия жителей наших городов, повышения качества городской среды, сокращения экологической нагрузки». Государство намерено сделать ставку на экологически чистый, безаварийный и комфортный электротранспорт. Однако проблем, конечно, на местах предстоит решить немало: система муниципального электротранспорта давно нуждается в обновлении.
По данным Росстата, из 7,5 тысячи трамваев 66% - старше 15 лет. 56% трамваев эксплуатируются более 25 лет. Схожая ситуация и с троллейбусным парком.
- За прошедшие 30 лет количество подвижного состава - трамваев и троллейбусов - уменьшилось почти в два раза. Если говорить о троллейбусах, их осталось 7910. При этом средний возраст у троллейбусов - 14 лет. Если говорить о трамваях, их осталось 7428, средний возраст - 20 лет, - отметил Председатель Госдумы Вячеслав Володин, добавив, что 20-летние трамваи «по-хорошему, надо списывать, так же, как и троллейбусы».
Разумеется, регионам решить такой дорогостоящий вопрос самостоятельно не под силу. Поэтому в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов планируют учесть модель финансирования общественного электротранспорта в субъектах.
По данным Минтранса, на развитие электротранспорта в казне на 2022-2024 годы уже предусмотрели порядка 70 млрд рублей. Но в целом на эту строчку расходов требуется более 1 трлн рублей. Нужны внебюджетные источники.
Предстоит также нарастить мощности производства подвижного состава, закрыть вопросы, связанные с проблемами импортозамещения.
Фото: Alberto Rodríguez, Unsplash
Источник: Ульяновск сегодня