В этом году по стране, в том числе и Ульяновску, в очередной раз прошла волна сообщений о взрывных устройствах - страдали торговые центры, офисы компаний и соцобъекты. Некоторые звонки были спланированной атакой, часть - отдельными хулиганскими выходками.
Так, в конце января прошли массовые эвакуации ульяновских школ. Поводом стало сообщение о взрывных устройствах, присланное на электронную почту одного из учебных заведений. Из-за атаки кибертеррористов учебный процесс был сорван в более чем десятке школ.
Но если в этом случае речь идет о спланированной атаке, то бывают и инциденты с просто хулиганством. С начала года вынесены приговоры по уже двум таким делам: 28-летнему Максиму М., который сообщил о взрывном устройстве на ярмарке на улице Октябрьской, и 60-летнему Владимиру Б., «заложившему бомбу» в своем доме на улице Ефремова. Оба были без труда установлены и получили 1,5 и 1 год ограничения свободы соответственно. Приговоры вступили в силу.
Телефонный терроризм: кому и зачем это надо
Напомним, волна массовых анонимных звонков началась в сентябре 2017 года и охватила 75 регионов из 85. Только в Москве ущерб от «минирований» составил 150 миллионов рублей. Ни в одном из случаев угроза взрыва не подтвердилась.
Такие преступления вызывают общественный резонанс, дестабилизируют деятельность органов власти, сковывают работу учреждений и транспорта и приводят к значительному материальному ущербу.
Основной версией звонков является спланированная атака с использованием IP-телефонии и различных «анонимайзеров» в интернете. Эти современные возможности существенно затрудняют работу силовиков.
Согласно данным СМИ, рассматривается несколько версий того, кто может стоять за телефонными угрозами. По одной из них, цепочка исследованных серверов ведет на территорию Украины и прибалтийских стран.
Другая версия, которую разрабатывают силовики, заключается в том, что волну звонков по России с угрозами минирования инициировали из-за рубежа неизвестные, связанные с «Исламским государством» (террористическая организация, которая запрещена в России).
Основная масса звонков — около 90% — была централизованной. Другая часть поступила от подростков, а также от людей с неуравновешенной психикой. Первую волну ложных сообщений о минировании административных зданий, торговых центров и вокзалов подхватили именно несовершеннолетние, которые начали сообщать о «минировании» школ.
Специалисты полагают, что свою роль в массовости сообщений о бомбах сыграло и время года, осенние депрессивные реакции. Школьники не хотят учиться, и используют разные способы, чтобы отменить занятия.
Зачастую действия силовых структур вызывают негатив у тех, кто вынужден покинуть якобы заминированные здания. Работа организации не может быть возобновлена, пока кинологи не исследуют объекты угрозы. Но население должно понимать, что правоохранители следуют приказам и заботятся о безопасности граждан.
Ответственность за ложные сообщения
Нужно помнить и о наказании, которое может последовать за заведомо ложное сообщение. Совершенное из хулиганских побуждений, оно наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.
Заведомо ложное сообщение в целях дестабилизации деятельности органов власти наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от шести до восьми лет.