Лента новостей 

«Мои расписки - моя личная жизнь, которая не связана с должностью». Начался суд по делу экс-министра строительства Михаила Шканова

29 мая 2014, 12:39
3577
«Мои расписки - моя личная жизнь, которая не связана с должностью». Начался суд по делу экс-министра строительства Михаила Шканова

Практически два года прошло с того момента, как бывшего министра строительства Ульяновской области Михаила Шканова и директора компании «Гео-Комплекс» Наталью Григорову задержали правоохранительные органы. Взяли их с поличным, однако на слушании, первое заседание которого состоялось во вторник в Ленинском районном суде, оба подозреваемых вину свою не признают. Корреспондент 1ul.ru присутствовал в зале суда в течение двух дней и узнал новые подробности нашумевшего «шкановского дела».

Как 1ul.ru писал ранее, г-на Шканова и г-жу Григорову обвиняют сразу по нескольким статьям уголовного кодекса РФ. По сообщениям следственного комитета, подсудимые около года (с 2011 по июнь 2012) получали взятки с «малых» и «средних» предпринимателей, претендующих на получение грантов в рамках «Программы развития малого и среднего предпринимательства Ульяновской области». Следственный комитет утверждает, что Шканов и Григорова помогали с получением грантов для предпринимателей, получая за это благодарность размером 30 т.р. Кроме того, в СК уверены, что Шканов помогал бизнесменам-строителям решать вопросы в государственных органах и незаконно получал денежные средства, управляя компанией «Вектор» через доверенное лицо.

Первое судебное заседание началось 27 мая в 10 утра. Однако до начала слушания корреспондент 1ul.ru побеседовал с бывшим министром строительства Ульяновской области. На вопрос о том, считает ли он себя виновным, Шканов ответил резко отрицательно. «Это провокация, меня хотели убрать с должности. Я помогал людям, ветеранам, реализовывал проекты», - пояснил экс-министр. Он также прокомментировал ситуацию с расписками, которые были найдены на его даче при обыске, и якобы оформлявшуюся в период следствия инвалидность. «Мои расписки - моя личная жизнь, которая не связана с занимаемой должностью. Я их получил до того, как начал работать в Министерстве строительства. Что касается больницы. Я регулярно прохожу лечение, раз в год ложусь в больницу, так было еще до следствия. Поэтому тот факт, что я ложился в больницу, никак не связан с делом».

В конце разговора в зал заседания вошла судья Наталья Дамаева. Как рассказал корреспонденту 1ul.ru судебный пристав данного заседания, г-жа Дамаева специализируется на уголовных делах. Кроме нее и двух обвиняемых в зале суда, разумеется, присутствовали и адвокаты, которые защищают интересы подсудимых. Что интересно, на стороне г-на Шканова находится один из лучших и известных адвокатов Поволжья Александр Паулов, а интересы Натальи Григоровой защищают сразу два адвоката - Дмитрий Андрусский и Наталья Костина.

Практически два года следствия по делу Шканова и Григоровой уместились в час с небольшим зачитывания прокурором обвинения. Тщательно, детально, но удивительно тихо он огласил список обвинений, которые приписывают бывшему министру и его соучастнице, организовавшим по версии следствия «преступную группировку». После этого начали выступать свидетели. Свидетели разного «масштаба»: начиная от знакомых и предпринимателей, встречавшихся с Григоровой, и заканчивая сотрудниками Управления экономической безопасности.

«Григоровские» предприниматели

На двух днях слушаний присутствовали предприниматели, которые так или иначе сотрудничали с г-жой Григоровой. На первом слушании свидетелем выступал начинающий на момент «скандала» предприниматель - 32-летний Михаил Барабашин. Из его пояснений суду следовало, что он узнал о том, что есть программа поддержки предпринимателей, в рамках которой можно получить грант. Сначала Барабашин сам попробовал сделать это, но по конкурсу не проходил, так как у него были недочеты в оформлении документов. Его товарищ, г-н Белоусов, порекомендовал обратиться к Григоровой и попросить ее за вознаграждение помочь оформить все необходимые документы. Барабашин так и поступил - позвонил Григоровой и договорился о встрече. Во время общения Григорова сразу же упомянула, что ее работа стоит денег, она помогает с оформлением документов, бизнес-планов, а Барабашин отдает ей 10% от суммы полученного гранта (30 000 рублей). Предприниматель согласился, о чем, как он пояснил во время слушания, не пожалел. Барабашин считает, что Григорова помогла ему и заслуживает эти деньги.

Второй «интересный» предприниматель выступил на втором слушании 28 мая. Им был Александр Дроздов. Именно он обратился с заявлением в правоохранительные органы, именно он свидетельствовал о том, что Григорова занималась взяточничеством, и именно его деньги были найдены при задержании у Шканова. Он пояснил, что Григорову ему также порекомендовали знакомые, которые воспользовались ее помощью при оформлении документов для получения гранта. Как сообщил Дроздов на суде, сначала он не знал о том, что услуги стоят денег. После наводящего вопроса адвоката Костиной: «А что Вы думали, что она за коробку конфет будет тратить свое время?», он замялся и сказал, что помощь в оформлении документов стоит 2 тысячи рублей, но никак не 50 тысяч рублей, как запросила Григорова. Когда он узнал сумму, то обратился в Управление экономической безопасности, сообщив, что подозреваемая требует от него денег за оказание услуг и лоббирование его интересов во время решения при получении гранта. Дроздов также подчеркнул, что сначала Григорова не упоминала про договоренности о конкретной сумме. В то время как Григорова утверждает обратное, что сумма ее услуг была оговорена заранее.

Дроздов отправился в «органы». Там начали проводить проверку - все встречи Дроздова записывались на камеру, полученные купюры ксерокопировались. Несмотря на все это, Дроздов рассказал, что после получение гранта также порекомендовал услуги Григоровой сначала одному своему приятелю, Рязанову, а потом двум другим, Юсупову и Федорову. Как раз деньги за свой грант и грант Рязанова Дроздов передал Григоровой (100 тысяч рублей). В этот же день она вернула Дроздову 50 тысяч рублей, так как, как выяснилось, Рязанов грант не получил. Все эти встречи были зафиксированы. Позже, весной 2012 года, Юсупов и Федоров через Дроздова обратились к Григоровой, после чего написали заявление в ОБЭП, передали ей сумму (опять же через Дроздова), с которой и поймали Шканова.

Задержание министра. Показания полиции

Во время слушаний выступали свидетели со стороны правоохранительных органов, которые участвовали и в задержании, и в ведении дела Шканова и Григоровой. В первый день заседания выступал заместитель начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Ульяновской области Сергей Васильев. Во время своих показаний он рассказал, что им поступило сообщение о том, что Григорова берет с начинающих предпринимателей материальную «благодарность» за помощь в получении грантов. По рассказам Васильева, в оперативных мероприятиях по Григоровой участвовали сразу три предпринимателя: Дроздов, Юсупов и Федоров. Стопку купюр в 40000 рублей, завернутую в белый лист А4, передал Дроздов Наталье Григоровой в ее личном автомобиле. После с деньгами она отправилась к Министерству строительства, где и передала их Шканову. Там их и задержали - Григорову у ее автомобиля, а Шканова с деньгами - в его кабинете. 

Как утверждает и сам бывший министр, и Григорова, эти деньги были переданы в счет ее долга. За некоторое время до роковой «передачки» у Натальи заболел отец, и она заняла у Шканова некоторую сумму, которую и возвращала в тот день.

На следующий же день суда выступал начальник Управления экономической безопасности Ульяновска Александр Нагорный. Его показания практически не отличались от показаний г-на Васильева, за исключением нескольких деталей. Он упомянул, что на белом листе бумаги, в котором были завернуты деньги, были написаны серийные номера заявлений Юсупова и Федорова на получение гранта. Однако и Шканов, и Григорова говорят, что это не имеет никакого отношения к делу - при задержании они не сопротивлялись, г-н Шканов добровольно достал деньги из кармана и положил их на стол.

На данный момент слушания создается впечатление, что Григорова всего лишь помогала с оформлением документации, выступала в качестве консультанта, услуги которого стоят недешево. Прямых доказательств того, что она гарантированно предоставляла предпринимателям гранты, на суде пока представлено не было. Аналогичная ситуация и по Шканову. 

Однако слушание обещает быть долгим, суд должен допросить порядка 90 свидетелей.

Первый ульяновский портал продолжает следить за событиями. 

 Фото: rmnt.ru