7 августа работники РЖД отметили свой профессиональный праздник. Как-то давно сложилось, что люди, услышав словосочетание «железная дорога», представляют себе в первую очередь вокзал, кассу, вагон и проводницу. Но мало кто задумывается, что железная дорога – это огромная сеть, раскинувшаяся по всей нашей необъятной России. Не зря ее называют артериальной системой страны.
1ul.ru решил выяснить всё самое интересное о железнодорожниках: все то, о чем вы не знали или только догадывались. Чтобы поддерживать столь масштабную отрасль, ежедневно, даже ежечасно требуется слаженная работа множества людей, настоящих профессионалов своего дела. От них зависит безопасность и жизни не только пассажиров – всех, кто находится на путях и рядом с ними.
Мы расскажем вам несколько интересных фактов, о которых вы, быть может, догадывались, но не знали наверняка.
Свой сленг
Как и у всех профессий, у работников железной дороги есть своя профессиональная терминология, внутренний сленг. Какие же специфические словечки используют в своей речи работники этой отрасли? Ловите – используйте, расширяйте свой словарный запас.
Движенцем называют того, кто регулирует движение поездов.
Вагонником – осмотрщика вагонов.
Путейцем – того, кто ремонтирует и содержит железнодорожные пути.

Учиться, учиться и еще раз учиться
Да, так завещал великий Ленин всем. Но вот именно железнодорожники учатся буквально всю жизнь. Высокая ответственность лежит на каждом работнике железной дороги, здесь нет неважных или случайных людей. А вот прийти сюда можно из любой профессии, тебя научат, покажут, подскажут. Но учиться придется в самом деле всю жизнь –все сотрудники регулярно проходят подготовку, сдают экзамены, оттачивают навыки, тренируются. Кто-то учиться каждый квартал, а кто-то – и каждый месяц. У многих из них рабочий день начинается с инструктажа, независимо от опыта и стажа. Безопасность - превыше всего.

Династии
Атмосфера внутри всей отрасли больше напоминает семейную – все друг друга поддерживают, советуются. Наверное, потому, что здесь много династий. Есть, к примеру, трудовые династии железнодорожников Костиных и Наумцевых, каждая из которых по-своему уникальна. Трудовой стаж династии Костиных насчитывает около 200 лет. На протяжении 5 поколений, начиная с 1916 года, все представители трудились на одном предприятии и практически в одной должности – машинист и помощник машиниста, а 2 представителя семьи работают по настоящее время.
Трудовой стаж династии Наумцевых составляет 238 лет. Особенность ее в том, что в ней присутствуют представители всех основных профессий железной дороги: машинисты, «движенцы», «энергетики», «путейцы» и т.д.
А некоторых свела сама судьба, как это было, например, в семье Натальи Селезневой, пресс-секретаря ульяновского отделения РЖД. Ее родители познакомились на День железнодорожника. Ее папе понравилась проходившая мимо девушка, и он заговорил с ней: «Поздравьте меня, у меня сегодня праздник». И она ответила: «А у меня тоже…»

Работа круглосуточно
Работа на железной дороге не останавливается никогда. Люди, обслуживающие движение поездов, трудятся обычно по 12 часов в сутки. Кто-то работает в парах, как, например, дежурные по станции или машинисты с помощниками. У некоторых есть так называемые подменные – сотрудники, не закрепленные за одной территорией, а посменно приходящие на каждое место. Такие есть у дежурных по переездам: там работают по одному, а подменный приходит трудиться сначала на один пункт, потом – на второй и т.д. Благодаря им сотрудники могут взять отгул или отпуск – обычно все смены укомплектованы.

Приходите, посмотрите
На центральном вокзале есть свой музей, музей развития железнодорожного транспорта Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги. В нем можно познакомиться с моделями железнодорожной техники и вагонов, образцами форменной одежды разных исторических периодов, приборами, обеспечивающими безопасную работу железнодорожного транспорта. Можно увидеть уникальные атрибуты истории: первый телефонный аппарат серии «МБ», аппарат связи Морзе, колокол, который век назад уведомлял пассажиров о прибытии поезда и другие редкие вещи.
Туда можно попасть бесплатно по вторникам, средам и пятницам, но время работы здесь ограничено: с 10.00 до 14.00. Музей работает.

Территория
Стоит отметить, что на железной дороге свое территориальное деление. Наверное, каждый знает, что Ульяновская область относится к Куйбышевской магистрали. Мы входим в Волго-Камский регион. Но не каждому известны его границы. Например, Инза относится уже не к Волго-Камскому региону, а к Пензенскому. В границах Волго-Камского региона эксплуатируется 129 железнодорожных переездов, из них 49 расположены на территории нашей области.
Вместе с нами в Волго-Камский регион входят Татарстан (61 переезд), Самарская область (15 переездов), Башкортостан (2 переезда). Удмуртия (1 переезд) и Оренбургская область (1 переезд).
Всего в зону обслуживания Волго-Камского региона КбшЖД входят 91 пассажирская платформа, расположенные в Ульяновской области и Республике Татарстан.
В 2015 году со станций, расположенных в Ульяновской области, в путешествие по железной дороге отравилось 586,9 тыс. человек в дальнем следовании и 414,3 тыс. человек в пригородном. Перевезено 3,2 млн. тонн грузов.

Юбилей на юбилее
И в завершение, расскажем немного о памятных датах. В этом году исполняется 100 лет Императорскому мосту через Волгу. Он был открыт 5 октября 1916 года. Изначально мост был железнодорожным, автомобили смогли ездить по нему позже, примерно через 40 лет.
Ульяновский летописец Иван Михайлович Якушин так описал открытие моста:
«...блестящая, в золоте, орденах и лентах колонна в числе 300 человек во главе с епископом Назарием, плотно подзакусив в Троицкой гостинице, нарядившись в шубы, плащи и консервы (очки), тихо, величественно тронулась с флагами, хоругвями и крестами на аркаду... Там в сооружённом павильоне, отмочалив крестный молебен с провозглашением многолетия Царственному дому и К., кортеж полез в вагоны, и поезд пошёл к мосту, где я крепко держал от ревущей бури зелёную ленточку с золотой надписью. У портала я флагом остановил поезд, из вагона вышел епископ, щедро оплескав всех кругом (и надо сказать, в этом он был прямо гений), а начальник, губернатор и председатель Правительства, вместе с Белелюбским заклепали 3 традиционные серебряные заклёпки в холодном виде в специально оставленном для этого случае месте...»
В сентябре этого года отмечает день рождения и Ульяновское отделение РЖД. Оно образовалась 80 лет назад.

Материал подготовлен при поддержке и в сотрудничестве с Ульяновским отделением ОАО «РЖД».
О том, кто работает на железной дороге и как молотком музыку добывают, читайте здесь.