По итогам первого полугодия турпоток вырос на четверть, свидетельствуют данные регионального Агентства по туризму. Определить точки притяжения туристов и понять, как увеличить приток путешественников в Ульяновск, теперь помогают цифровые технологии.
За красотами природы – и не только
Ульяновская область активно развивает внутренний туризм, что наглядно демонстрируют цифры: за первые шесть месяцев этого года регион посетили 401 743 человека, что на 25 % больше аналогичного периода 2023 года. Преобладающее число поездок – так называемые «туры выходного дня», на них приходится 44% визитов. Еще 27% – это пребывание в течение 3-4 дней, сообщил руководитель Агентства по туризму Денис Ильин.
фото: экотропа «По следам сурка»фото: экологическая гора "Арбугинская гора"По словам организатора «Бюро путешествий», автора краеведческих книг Дмитрия Илюшина, у гостей региона наибольшей популярностью пользуется поездка в Барышский район на цветение диких пионов в мае – к ульяновскому «Аленькому цветочку». Кроме того, приезжих интересуют национальный парк «Сенгилеевские горы» с посещением Арбугинской горы и экотропы «По следам сурка», обзорные экскурсии по Волге с воды и с берега, Ундоры. Осенью особенно популярна Никольская гора.
фото: Скрипинские Кучуры
Маршруты Илюшин разрабатывает самостоятельно, вплетая в познавательные походы романтику местных сказаний и легенд. Среди его экскурсий – поездка в тот самый «сказочный лес» в Скрипинские Кучуры, отдых на Юловских озерах, погружение в историю через осмотр затерянных храмов Инзенского района и многое другое.
фото: УндорыСориентироваться в обилии предложений гостям Ульяновской области помогают как правительственные структуры – например, Агентство по туризму размещает на своих каналах анонсы наиболее значимых и интересных событий; так и онлайн-сервисы. К примеру, бесплатный цифровой гид, рассказывающий, как лучше познакомиться с городом – погулять по пешеходному бульвару Новый Венец, прокатиться на теплоходе по Волге, попробовать волжского леща и хренодер, посетить загадочную усадьбу Перси-Френч.
фото: бульвар Новый ВенецПортрет туриста и цифровые технологии
По словам директора Агентства по туризму Дениса Ильина, наиболее частыми гостями области становятся жители соседних регионов – Самарской области, столицы, Татарстана, Пензенской области, Мордовии и Чувашии.
Чтобы лучше и точнее понять гостей, в Агентстве используют различные цифровые инструменты. Например, определить портрет туриста, а также адаптировать под него продукты, понять, где, сколько и на что человек тратит деньги, возможно с помощью аналитики больших данных. На одном из фестивалей, прошедших в центре Ульяновска и привлекших гостей из других регионов страны, как раз использовалась данная цифровая методика.
– Использование цифровых технологий на основе анализа обезличенных агрегированных данных сейчас востребовано при планировании развития территорий, для расчета необходимости строительства социальных объектов, определения точек притяжения, проработки транспортных и инженерных решений. Анализ больших данных позволяет изучить турпотоки, социально-демографический портрет аудитории, оценить обеспеченность инфраструктурой, что сейчас актуально в сфере туризма и развития агломераций. Например, на основе больших данных МТС была составлена стратегия развития Чебоксарской агломерации, а также изучен въездной туризм во Владимирской области. На основе цифровых решений правительству региона удалось скорректировать стратегию развития туризма, – отметил директор МТС в Ульяновской области Артём Ладьянов
Использование цифровых решений на основе опыта этого года позволит нашему региону также лучше подготовиться к следующему сезону, спрогнозировать туристические потоки, сформировать продукты под разные категории путешественников.
– Цифровые решения помогают подсчитать количество туристов, определить точки их притяжения на анализируемой территории, увидеть топ регионов, откуда в Ульяновскую область приезжают гости, чтобы регион смог создать эффективную туристическую стратегию, – подчеркнул Ладьянов.
«Влюбленный в город» и гастрофестиваль
Турпоток вырос не только количественно, но и – что значимо для местной экономики – качественно: общий финансовый оборот трат туристов в Ульяновской области по итогам первого полугодия 2024-го составил 4,5 млрд руб., что на 67% превышает прошлогодний показатель. Только на оплату услуг и товаров по картам пришлось 2,6 млрд руб.
– Бизнес также помогает в развитии туризма. Например, в прошлом году ко дню города Ульяновска МТС выпустила бесплатный туристический аудиогид для путешествий по Волге. Он рассказывает о жизни на берегах Волги в Ульяновской области со времён первых поселений до современности. А в этом году к летнему турсезону заработал бесплатный путеводитель по региону от МТС Travel. Он подскажет гостям, куда сходить, что посмотреть и что у нас надо обязательно попробовать. Такие гиды мы создаем совместно с Агентством по туризму и их экспертами, – подчеркнул Ладьянов.
Со своей стороны, регион оказывает содействие туристическому бизнесу и вкладывается в развитие инфраструктуры, с учетом господдержки с начала года запущено четыре инвестпроекта по созданию модульных средств размещения, а по проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» софинансирование и другую помощь получили и получат общим счетом 21 мероприятие. Например, с господдержкой 13 июля прошел исторический фестиваль «Великий Волжский путь» в Старомайнском районе на территории историко-культурного комплекса «Булгарская застава». Он собрал на территории своих площадок свыше 8 тысяч человек.
фото: фестиваль «Великий Волжский путь»– На сегодняшний день общий охват посетителей событийных мероприятий составил более 95 тысяч человек, а это только половина от запланированных до конца года событийных мероприятий. Это даёт предпосылки перевыполнить задачу более чем в 2 раза и привлечь на наши событийные мероприятия более 200 тысяч человек, включая туристов из других регионов, – отметил директор Агентства по туризму Денис Ильин.
До конца августа жителей и гостей Ульяновской области ждет еще немало интересного. Так, 24-25 августа пройдет гастрономический фестиваль «Два дня ели Все сЪели» в Димитровграде, а 31 августа – фестиваль спортивных единоборств.
Кроме того, каждые выходные центральная улица города – Федерации, которую также именуют гастрономической – становится пешеходной. Там проходят различные активности для жителей и гостей города.
фото: пешеходная улица Федерациифото: www.1ul.ru