Как чувствуют себя ульяновские автодилеры в условиях затяжного падения рынка и чего ждать автолюбителям в новом году? За ответами на эти вопросы корреспондент 1ul.ru оправился в компании «Авторай», «Мотом», «Взлёт» и автотехцентр «Дилав».
Пришли ко дну?
В каждом месяце 2016 года продажи легковых авто в России были ниже, чем годом ранее. А в каждом месяце 2015-го – ниже, чем в 2014-м. Падение отечественного авторынка, спровоцированное экономическим кризисом несколько лет назад, продолжается.
Дилеры говорят о причинах, которые, в общем-то, известны: взлет курса доллара, значительный рост цен на автомобили иностранных брендов, затяжное снижение покупательской способности…
Но! В аналитическом агентстве «Автостат» подсчитали, что за девять месяцев 2016 года россияне потратили на покупку новых легковых авто всего лишь на 0,8% меньше, чем за тот же период 2015 года. 1 трлн 294,3 млрд рублей - колоссальная цифра! А средневзвешенная цена нового автомобиля по сравнению с прошлым годом выросла на целых 17,1%. «Среднерыночный» автомобиль стоит сегодня 1 млн 368,5 тыс. рублей. Словом, те, кто настроен на покупку, за ценой не постоят.
Если же мерить рынок «в штуках», то в январе-октябре 2016 года он сократился на 13,3% - до 1,15 млн машин. Таковы данные того же «Автостата». Но отдельно взятый октябрь показал спад всего на 2,6%, и это уже повод для оптимизма. Раздаются робкие заявления, что авторынок в России достиг дна. Того самого, от которого можно, наконец, оттолкнуться, чтобы начать подъем.
Впрочем, дилеры бить в фанфары пока не спешат.
- По итогам октября мы уже наблюдаем некий прирост рынка, что обнадеживает, - замечает маркетолог дилерского центра «Взлёт» Мария Елембаева. - В январе-октябре 2016 года объем продаж УАЗ в России составил 38,3 тыс. экземпляров, что на 1,4% больше результата аналогичного периода прошлого года. Но радоваться, безусловно, еще рано, так как повышенная покупательская активность характерна для конца года и продлится до новогодних праздников.
Аналогичной позиции придерживается и большинство ульяновских дилеров иностранных брендов.
В целом же по 2016 году, естественно, прогнозируется спад.В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорят о минус 10,3% (до 1,44 млн машин). Многие независимые эксперты сулят еще более глубокое падение: от 11 до 15%.
Кто сегодня «на коне»
Самые популярные марки в России на сегодня – Lada, Kia, Renault, Toyota, Volkswagen, Hyundai, УАЗ. Как сообщает АЕБ, в октябре только у Hyundai продажи остались на прежнем уровне, а у всех остальных выросли - на 1-16%. В премиальном же сегменте в основном отмечен спад продаж: у Mercedes-Benz в октябре он составил 11%, у Porsche – 21%, у Audi – 31%, свидетельствует статика АЕБ.
Однако отдельно взятый октябрь погоду на рынке еще не делает. К тому же за десять месяцев ульяновский рынок сократился меньше российского – на 9,68%. Эту цифру приводят в компании «АВТОРАЙ». Подчеркивая: «Это говорит о том, что ульяновские компании отработали лучше общероссийского рынка».
По данным АЕБ, лидерами ульяновского рынка являются Lada и Kia. В целом по стране Lada демонстрирует рост уже четыре месяца подряд. Представители «АвтоВАЗа» объясняют это наличием моделей в разных ценовых сегментах, конкурентными ценами, а также популярностью новинок Vesta и Xray. Ульяновские дилеры отмечают лидирующие позиции Lada Granta и несомненный успех Lada Vesta.

- Основной акцент маркетинговой политики направлен на продвижение двух новых моделей Vesta и Xray, - рассказывает руководитель отдела продаж «ВАЗ» АТЦ «Дилав» Игорь Клейн. – Что касается «локомотива» - модели Granta – то «АвтоВАЗ» всячески поддерживает эту модель и делает ее максимально доступной для покупателей за счет выгод по программам утилизации и трейд-ин.
Покупательский успех Kia обеспечен целым комплексом шагов навстречу клиенту, выверенной ценовой политикой и регулярной разработкой новых специальных предложений, считают в компании «АВТОРАЙ». Неизменный бестселлер в линейке этой марки - модель Rio. На втором месте по уровню спроса - четвертое поколение кроссовера Sportage. Третье место - за семейством KIA cee’d.
В ТОП-10 самых продаваемых марок на ульяновском авторынке входят также Nissan и Datsun. Два самых популярных кроссовера Nissan -Qashqai и X-Trail. А в сентябре стартовали продажи флагмана Nissan Murano третьего поколения.
- Если сравнивать его с кроссоверами других премиум-брендов, то они будут на 1,5 миллиона дороже, - говорит директор компании «АВТОРАЙ» по продажам Игорь Бурылин. - А теперь в обновленный Murano добавили еще и имиджевые составляющие. Мы не сомневаемся в успехе этой модели!
Что касается бренда Audi, то по данным компании «АВТОРАЙ», самый популярный кроссовер премиум-класса в своем сегменте по-прежнему Audi Q7.
- Volkswagen остался по-немецки стабилен, - рассказывает руководитель отдела маркетинга и рекламы Автомобильной группы «МОТОМ» Дарья Коротина. - Да, цены выросли, но незначительно по сравнению с 2015 годом, немецкий концерн как мог их сдерживал. Вышло много специальных версий и новых комплектаций для автомобилей Polo, Tiguan, Jetta, Touareg.
В лидерах продаж концерна Volkswagen - бюджетные модели Volkswagen Polo и SKODA Rapid. Дилеры связывают это с кризисом и отсутствием у людей большого количества денег на покупку автомобиля: «Сейчас выбирают хорошую иномарку за приемлемые деньги». В лидерах и SKODA Octavia, соотношение цена-качество выводит ее вперед среди одноклассников. Хорошо продается также Volkswagen Touareg.
У Hyundai лидером продаж остается модель Solaris. Но дилеры отдельно выделяют новый Hyundai Creta: выйдя на рынок летом 2016 года, он сразу завоевал лидирующую позицию в классе компактных кроссоверов.
На долю Mitsubishi Outlander приходится порядка 60% всех продаж автомобилей японского концерна на российском рынке. Причинами такой заинтересованности аудитории в модели стали доступность и локальное производство, объясняют в компании «МОТОМ».
А среди седанов премиум-класса Mercedes-Benz особым интересом пользуется новый Е-Класс.
Если же вести речь об ульяновском «УАЗе», то лидером продаж не только 2016 года, но и последних двух-трех лет является УАЗ Патриот. В дилерском центре «Взлет» это объясняют соотношением цены и возможностей автомобиля, а также последними обновлениями модели.

С новым годом, автолюбители!
Конец года для автодилеров – традиционно «высокий сезон». В большинстве ульяновских автосалонов предновогодние программы и акции действуют уже с ноября. В первую очередь – это финансовые программы для физических и юридических лиц, льготные кредитные предложения, программы Трейд-ин и Утилизация.
Сохраняются и специальные программы по отдельным маркам. Например, продлена программа поддержки молодых специалистов - выпускников российских вузов в возрасте до 25 лет при покупке ряда моделей KIA. А для жителей Ульяновской области действует программа «УАЗ – в каждый сельский дом». Фермерам, владельцам сельхозкооперативов, индивидуальным предпринимателям, занятым в сельском хозяйстве и лесопереработке, субсидируют из областного бюджета до 20% от стоимости ульяновского внедорожника.
В декабре и январе будут проходить традиционные распродажи автомобилей 2016 года. Диапазон обещанной выгоды здесь очень широк – от 30 тыс. рублей до 600 тысяч, в зависимости от бренда и модельного ряда. Ну, и естественно – приятные подарки от автосалонов: от сигнализации, аудиосистем, антирадаров до зимней резины и полисов КАСКО.
Что год 17-й готовит
Уже в начале следующего года на российский (а значит, и ульяновский!) рынок выходит несколько новинок. У концерна Volkswagen, например, есть сюрпризы для массового рынка - совершенно новый Volkswagen Tiguan и обновленный Volkswagen Golf. В первом полугодии ожидается премьера нового полноразмерного кроссовера SKODA Kodiaq и обновленной SKODA Octavia. Среди премьер будущего года также новые Hyundai Solaris, i30, Hyundai Sonata и другие популярные бренды.
Обещают порадовать и отечественные производители. Дилеры ожидают новые модели - LADA Vesta Cross и LADA XRAY Cross, а также LADA Vesta Sport и LADA XRAY Sport, которые обещают войти в лидеры продаж.
- В 2017 году главным фактором при выборе автомобиля по-прежнему будет его стоимость, - считает Игорь Бурылин. - Самыми популярными останутся автомобили В-класса и лидеры, скорее всего, не изменятся. Лидерство сохранит альянс «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan, на втором месте останутся KIA-Hyundai, на третьем – Volkswagen.
- Автомобильный рынок крайне нестабилен, - говорит Дарья Коротина. - Надеемся, что и в следующем году будет господдержка, а курс доллара не будет преподносить сюрпризов.
- Прогноз, как известно, дело неблагородное, - замечают в дилерском центре «Взлет». - Однако мы полагаем, что в 2017 году рынок новых автомобилей ждет оживление. Предпосылкой к этому стала динамика продаж октября, когда было реализовано больше машин, чем ожидалось. А вот насколько улучшится ситуация, напрямую будет зависеть от политики государства в рамках поддержки автопроизводителей.
В АТЦ «Дилав» также ожидают «медленного, но стабильного» роста отечественных автомобилей – за счет их высокой конкурентоспособности и государственных программ поддержки автокредитования.
Евгения Зимина
фото: uaz.ru