Школа основана в 1919 году как общеобразовательная школа №2, с 1965 года - школа с углублённым изучением английского языка. В 1995 году общеобразовательная школа № 2 преобразована в Гуманитарный лицей с углублённым изучением английского языка - общеобразовательное учреждение, особого вида, реализующее программы общего образования повышенного уровня широкой гуманитарной направленности на основе интенсивной языковой подготовки. В 2012 году Гуманитарный лицей переименован в МАОУ "Лингвистическая гимназия" г. Ульяновска.
Лингвистическая гимназия – это школа реализации возможностей.
Основной целью деятельности лицея является создание адаптивной гуманитарной среды как средства саморазвития и самореализации личности учащихся. Гимназия гарантирует получение образования повышенного уровня с углубленным изучением английского языка; здесь созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детей с учетом их психического и физического развития, наклонностей, способностей и интересов. Главные ценности гимназического образования: здоровье, образование, творчество.
Главные принципы функционирования образовательной среды гимназии – адаптивность и гуманитарность. Адаптивность среды состоит в создании условий для сознательного и активного включения личности в мир культуры с сохранением всех неповторимых личностных особенностей. Адаптивным является такое обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения учеником знаний и умений.
Гуманитарность проявляется во всех компонентах образовательной среды: Во-первых, это гуманитарная направленность образовательных программ, что реализуется в построении оптимального соотношения учебных предметов гуманитарного и негуманитарного цикла, а также усилении гуманитарной направленности предметов естественно-научного цикла.
Во-вторых, это гуманизация и гуманитаризация внеурочной деятельности, осуществляемая за счет культурно-образовательных практик. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и реализует познавательные, культурно-досуговые, эстетические и другие запросы учащихся. Культурно-образовательные практики позволяют учащимся более полно выявить свои способности и наклонности, в том числе создают предпосылки по развитию ключевых компетенций школьников, способствуют их профильному и профессиональному самоопределению.
В-третьих, это языковая среда – специфическая среда Лингвистической гимназии как условие и средство самовыражения личности через язык (родной, иностранный, язык науки, компьютера и т.д.).