Такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами опубликованного рейтинга. Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лаборатория региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) обнародовали третий рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации.
Ульяновская область по сравнению с прошлым годом сделала небольшой шаг вперед – с разделенного 49-50 места поднялась на 47. Авторы исследования считают подобные изменения незначительными и отмечают, что регион устойчиво держится среди середняков.
Рейтинг замеряет три большие сферы: политико-управленческого, социального и финансово-экономического блока. Судя по результатам, самый эффективный наш блок – социальный, представители которого занимают весьма почетное 35 место по России. Вторые показатели у экономистов (46 место). Слабее коллег выглядят сотрудники политико-управленческого блока, расположившиеся на 64 строчке. Примечательно, что те же самые позиции блоки занимали и в прошлом году. А это значит, что две преодоленные ступеньки в общем зачете это результат не нашего роста, а ухудшения динамики у регионов – соседей по таблице. Что, собственно, полностью согласуется с экспертными оценками.
Более детальный анализ данных позволяет определить слабые и сильные места команды, руководящей областью. Так, в социальном блоке наибольшие успехи демонстрирует сфера образования (18 место), чуть менее успешно, но достойно дела обстоят в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (разделенные 28-35 места). Не радует ЖКХ и транспорт (49-50 места), а также здравоохранение (56 место). «Препарированные» результаты финансово-экономического блока в порядке убывания таковы: экономическое управление – 29 позиция, инвестиционный климат - 33-34, бюджетная политика, увы – 65. Ну а градация достижений наших политиков и управленцев выглядит так: эффективность бюрократии – 46 место, эффективность отношений с центром - 55-56 места, эффективность консолидации элиты - 57-62 места, общественная поддержка – 72-73 (!!!).
Но сравнение со всей Россией – это одно, а вот с соседями по ПФО – совсем другое. Мы взяли на себя смелость вычленить из большого списка 14 регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, и расположить их в получившемся порядке.
|
ОБЩИЙ ИТОГ |
Субъект РФ (ПФО)
|
ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕН-ЧЕСКИЙ БЛОК |
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК |
Эффективность бюрократии (математический анализ) |
||||
|
Ранг |
Балл |
|
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
|
1 |
0,754 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
0,843 |
1 |
0,753 |
1 |
0,667 |
1 |
1 |
|
2 |
0,645 |
Республика Башкортостан |
0,649 |
2 |
0,643 |
7 |
0,642 |
2 |
0,88 |
|
3 |
0,622 |
Нижегородская область |
0,641 |
6 |
0,666 |
6 |
0,558 |
4 |
0,824 |
|
4 |
0,617 |
Саратовская область |
0,648 |
3 |
0,673 |
3 |
0,531 |
5 |
0,818 |
|
5 |
0,612 |
Самарская область |
0,617 |
8 |
0,657 |
5 |
0,561 |
3 |
0,811 |
|
6 |
0,598 |
Республика Мордовия |
0,643 |
5 |
0,729 |
2 |
0,422 |
14 |
0,793 |
|
7 |
0,581 |
Оренбургская область |
0,646 |
4 |
0,621 |
11 |
0,475 |
10-11 |
0,77 |
|
8 |
0,579 |
Пензенская область |
0,629 |
7 |
0,632 |
10 |
0,475 |
10-11 |
0,767 |
|
9 |
0,578 |
Чувашская Республика – Чувашия |
0,556 |
10 |
0,668 |
4 |
0,511 |
9 |
0,802 |
|
10 |
0,568 |
Ульяновская область |
0,55 |
11 |
0,642 |
8 |
0,514 |
8 |
0,753 |
|
11 |
0,558 |
Кировская область |
0,541 |
12 |
0,603 |
13 |
0,53 |
6 |
0,744 |
|
12 |
0,555 |
Удмуртская Республика |
0,569 |
9 |
0,641 |
9 |
0,456 |
13 |
0,749 |
|
13 |
0,531 |
Пермский край |
0,449 |
14 |
0,617 |
12 |
0,528 |
7 |
0,704 |
|
14 |
0,521 |
Республика Марий Эл |
0,515 |
13 |
0,575 |
13 |
0,474 |
12 |
0,735 |
При таком раскладе картина становится менее оптимистичной: тут Ульяновская область уже не в середине, а пятая с конца – 10 место. А вот по сравнительным результатам отраслей схема повторяется: политико-управленческий блок позади (11 место), другие два заметно впереди (8 место и у тех, и у других ). В чем же дело?
ИТОГ ПО ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ БЛОКУ РЕГИОНОВ ПФО
|
Субъект |
|
Общественная поддержка |
Эффективность консолидации элиты |
Эффективность отношений с центром |
Эффективность бюрократии |
|||||
|
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
Балл |
Ранг |
|
|
Республика Татарстан (Татарстан) |
0,843 |
1 |
0,847 |
1 |
0,871 |
1 |
0,872 |
1 |
0,782 |
1 |
|
Республика Башкортостан |
0,649 |
2 |
0,693 |
4 |
0,624 |
8 |
0,675 |
2 |
0,606 |
4 |
|
Саратовская область |
0,648 |
3 |
0,638 |
6 |
0,717 |
4 |
0,632 |
4 |
0,605 |
5 |
|
Оренбургская область |
0,646 |
4 |
0,656 |
26 |
0,727 |
3 |
0,582 |
7 |
0,620 |
3 |
|
Республика Мордовия |
0,643 |
5 |
0,620 |
7 |
0,767 |
2 |
0,611 |
6 |
0,575 |
8 |
|
Нижегородская область |
0,641 |
6 |
0,700 |
3 |
0,633 |
6-7 |
0,645 |
3 |
0,586 |
7 |
|
Пензенская область |
0,629 |
7 |
0,764 |
2 |
0,667 |
5 |
0,487 |
12 |
0,600 |
6 |
|
Самарская область |
0,617 |
8 |
0,648 |
5 |
0,569 |
11 |
0,628 |
5 |
0,624 |
2 |
|
Удмуртская Республика |
0,569 |
9 |
0,601 |
9 |
0,631 |
6-7 |
0,480 |
10 |
0,562 |
10 |
|
Чувашская Республика – Чувашия |
0,556 |
10 |
0,611 |
8 |
0,545 |
12 |
0,497 |
11 |
0,572 |
9 |
|
Ульяновская область |
0,55 |
11 |
0,549 |
12 |
0,600 |
9-10 |
0,508 |
8 |
0,543 |
11 |
|
Кировская область |
0,541 |
12 |
0,566 |
10 |
0,600 |
9-10 |
0,479 |
13 |
0,518 |
12 |
|
Республика Марий Эл |
0,515 |
13 |
0,524 |
13 |
0,538 |
13 |
0,500 |
9 |
0,499 |
13 |
|
Пермский край |
0,449 |
14 |
0,453 |
14 |
0,443 |
82 |
0,467 |
14 |
0,433 |
14 |
Как следует из этих данных, наибольшая проблема политико-управленческого блока Ульяновской власти – обеспечение народной поддержки – тут мы откровенно в конце, на 12-ом месте. Чуть лучше, но ненамного, обстоит дело с консолидацией элит – тут мы занимаем 9-10 места. В вот отношения с федеральным центром на этом фоне можно посчитать успехом – 8 место в Приволжье. Но бюрократия снова роняет все вниз – 11 место по эффективности. В преддверии выборов и властям, и оппозиции следует особое внимание уделить именно этому раскладу. Первым, чтоб не ударить в грязь лицом, а вторым – чтобы завоевать дополнительные голоса избирателей.

Вице-спикер Законодательного собрания области Игорь Тихонов оценивает общий результат региона как положительный, и особенно рад продемонстрированному росту:
- В условиях дефицита ресурсов повышение качества управления – один из немногих способов повлиять на ситуацию. И то, что мы в очень сложном 2015-ом не только не упали, но смогли даже немного вырасти – это очень хорошо.
Высокие результаты социального блока Игорь Викторович считает закономерными, так как на проведение эффективной социальной политики правительство выделяет максимальные ресурсы и привлекает лучших людей. А вот со столь низкой оценкой внутриполитического блока он не согласен:
- Тут нужно смотреть, как считали, что считали, какие эксперты были привлечены. Скорее всего, закрался некий субъективизм. Взаимодействие с гражданским обществом всегда было нашей сильной стороной, и тут достигнуты серьезные успехи. Но, в любом случае, эту работу нужно усиливать – охватывать тех, кто не охвачен, устанавливать связи с теми общественными организациями и неформальными движениями, которые по каким-либо причинам выскользнули из поля зрения. Также на понижение, скорее всего, сработал фактор смены руководства внутриполитического блока. (Напомним, Михаила Сычева сменила Ольга Никитенко). Надеюсь, что новые руководители с этим справятся и улучшат свои показатели.

У одного из авторов рейтинга, политолога Дмитрия Орлова иная точка зрения. Отвечая на наш вопрос о низкой поддержке власти со стороны общества, он пояснил:
- На мой взгляд, коммуникация властей Ульяновской области с населением - по преимуществу односторонняя: губернатор транслирует те или иные идеи и послания, однако поддержку его инициатив гражданами мы наблюдаем не слишком часто. В ходе социологических исследований жители региона называют немало проблем, которые не может решить областная власть.
Аналогичный взгляд и у заведующей кафедрой социологии и политологии УлГУ Нины Дергуновой. Она полагает, что мнение об успехах облправительства во взаимоотношениях с обществом сильно преувеличены:

- Активность большая, это бесспорно. Но, во-первых, эта активность по большей части имеет одну цель – жестко контролировать гражданское общество. Излишний контроль и иногда имеющее место быть давление ради достижения нужного власти результата дают обратный эффект. Во-вторых, люди видят обилие структур, таких как Общественная палата, Палата справедливости, различные советы, и все они вроде бы призваны защищать интересы граждан и быть независимыми. И все прекрасно понимают, что о независимости речь не идет, что во главе чаще всего бывшие или даже действующие чиновники, или же люди, очень близкие к власти. Естественно, уровень доверия падает. И, в-третьих, большая часть активности осуществляется, что называется, для галочки. Прошло мероприятие, сдаются отчеты, но реальная обратная связь отсутствует. Люди это чувствуют, и начинают соответствующе относиться.
Наша справка: Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации – уникальное исследование, которое на протяжении трех последних лет проводится Агентством политических и экономических коммуникаций и Лабораторией региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики». Один из руководителей проекта – известный консультант в сфере государственного PR, ТЭК, нефтяного и газового транзита, телекоммуникаций, политолог, политтехнолог и публицист Дмитрий Орлов, член Высшего совета партии «Единая Россия». В 2012 году являлся доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2012 года.