Сейчас откровенными сценами и полуголыми девушками на экранах телевизоров и кинотеатров не удивить, к сожалению, даже детей. Однако в начале двадцатого века кинокартины всего лишь с обнаженными бедрами женщины приравнивались к порнографии. Более ста лет назад такие короткометражки назывались «парижским жанром». В Симбирске «клубничку» показывали в заведениях с небольшим экраном и в специально отведенное время.
Пикантные сцены со страстными поцелуями, жизнью в борделе или сюжеты об измене супругов особо привлекали провинциальный бомонд. Завсегдатаями сеансов после десяти вечера обычно были мужчины. Женщины на «парижских жанрах» встречались куда реже и старались пройти незаметно, обычно закрывая лица вуалью, чтобы их никто не узнал. Поэтому, как правило, любительницы эротических фильмов тех времен всегда оставались инкогнито.
В Симбирске начала прошлого столетия на экранах кинотеатров транслировали, конечно, и фильмы для широкой публики. Так, например, в «Ампире» (ныне - Художественный), «Зеркало «жизни» (существовавший на улице Гончарова, сейчас там находится студенческая поликлиника) и «Апполо», расположенном в 1905 году на месте нынешнего драмтеатра, показывали кинохронику, видовые картины, драмы, комедии.
Главным поставщиком фильмов с пометкой «18+» в начале XX века была французская киностудия «Пате». В 1908 году компания открыла филиал в Москве. Из столицы картины для взрослых поставлялись в разные губернии, в том числе и в нашу. Но показывали такие ленты не везде.
Основным транслятором «клубнички» являлся небольшой кинотеатр «Пате». Он стоял на месте нынешней «Булочной №1», что на улице Гончарова 28/13, и принадлежал купцу Пузанкову.

Цены на запретные киносеансы были куда выше, чем на обычные фильмы - билет мог стоить до одного рубля - бешеные деньги по тем временам. Цена на обычный сеанс тогда варьировались от 20 до 40 копеек.
Стоит отметить, что дореволюционное кино сильно отличалось от картин послевоенного времени. Во-первых, оно было немое, поэтому сеанс сопровождался музыкой, специально подбираемой для каждого кинофильма тапёром - пианистом, игравшим зале. Во-вторых, длилась картина всего от двух до двадцати минут. Так что зритель за один сеанс мог просмотреть сразу три-четыре фильма разных жанров.
- То, что считалось порнографией тогда и сейчас – две огромные разницы. Если сцена, где женщина разделась до пояса, уже выходила за рамки приличия и считалась сугубо интимной, то постельная сцена с поцелуями вообще переходила все границы дозволенного, - комментирует краевед Сергей Петров.
Вот, например, один из откровенных фильмов того времени - «Роман с контрабасом» (1911 год).Он позиционируется как комедия. С элементами эротики.
«Парижские жанры» оставались удовольствием для симбирской аристократии до того момента, пока Владимир Ильич Ленин 27 августа 1919 года не принял декрет о национализации кинематографа.
Справка 1ul.ru
«Пате» (Pathé)—французская киностудия, основанная братьями Пате в 1896 году. Торговой маркой фирмы был символ Франции галльский петух. В 1908 году в Париже вышли первые выпуски «Пате-журнала». К 1905 году киностудия стала крупнейшей производственной организацией не только в Европе, но и во всём мире. Кроме четырёх студий в Париже, она имела свой производственный филиал в Ницце и отделения в Италии, Германии, России (в 1908 году открылся московский филиал) и США.
Фото: соцсети, яндекс карта
Видео:YouTube