После поднятого вокруг опасной тянучки шума, проверками занялась полиция.
Напомним, на днях ульяновские родители забили тревогу: в торговых точках купили жевательную резинку со странным содержимым. Черная упаковка, интригующий слоган «Правда или действие». На каждой обертке, в которую завернута тянучка, короткие задания. Некоторые вполне безобидные, типа «расскажи о своих переживаниях о первой любви», «поделись в сети своим секретом». Но есть и такие, от которых у взрослых волосы дыбом встали: «заберись на самую высокую точку в общественном месте и сделай селфи, выложи в сеть, брось вызов друзьям» или «что точно надо успеть сделать перед смертью?»

Основная масса жалоб и обсуждений развернулась в интернете. Но были и официальные.
- К нам поступило обращение от общественницы, которая сообщила о продаже жевательной резинки в магазине «Магнит» в Засвияжье, - подтвердила нам главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Галина Ткачева.
Нарушения, вроде, есть, но их, вроде, нет
Как выяснилось, забеспокоились родители не только в Ульяновске, но и в других регионах России. В итоге, вняв жалобам, российские представители компании Wrigley сообщили о прекращении рекламной кампании «Правда или Действие». Но о снятии товара с продаж речи не шло. И жвачки продолжали лежать на прилавках.
Самое интересное в этой ситуации, что в ведомствах, куда мы обращались – Роспотребнадзор, УФАС, УМВД – признались, что санкций предпринять не могут. С подобным вообще столкнулись впервые. Дело в том, что по сути – ничего противозаконного в этом нет. Нет прямых призывам к суицидам, нет нареканий к качеству продукта. Хотя на фоне подростковых смертей, связанных с опасными играми в «синих китов», которые заполонили соцсети, «жевательные» призывы выглядят, действительно, провокационно.
- Если разбирать конкретно, ни к чему противозаконному надписи не призывают. А залезать, например, на высокие здания в нашей стране не запрещено, под юрисдикцию закона такое предложение не попадает. Хотя, провокация, конечно, чувствуется, - говорит начальник ОИОС УМВД России по Ульяновской области Алексей Рыжов.
Тем не менее, после наших официальных запросов в ведомства без внимания проблему не оставили. Во всяком случае, полиция отреагировала.
- В ходе проведенных профилактических мероприятий органами внутренних дел в одном из магазинов было изъято 36 пачек данной продукции. На обертках обнаружены различные надписи: «Что точно надо успеть сделать перед смертью?», «Поделись ответом в сети» и т.п. Материалы проверки направлены в органы СУ СК России по Ульяновской области для принятия процессуального решения. По имеющейся информации, данные жевательные резинки сняты с реализации в крупных сетевых компаниях региона. Кроме того, сообщаю, что материалы проверки направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области для принятия решения в рамках компетенции данного органа исполнительной власти, - ответил Рыжов.
P.S.
На этой неделе вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила создать спецподразделение МВД по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием новых технологий. Парламентарий предложила обсудить эту идею на всероссийском селекторном совещании на тему «Профилактика суицидов среди несовершеннолетних».
- Мы должны искать новые адекватные подходы в борьбе с этими видами преступлений, - считает Яровая. Ее поддержали уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова и руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.