Лента новостей 

Полковник ульяновской полиции рассказал, как защититься от мошенников

21 сентября 2025, 13:20
606
Полковник ульяновской полиции рассказал, как защититься от мошенников

В современных условиях стремительной цифровизации общества мошенничество с использованием мобильной связи и Интернета приобретает масштабный характер. Мы с вами ежедневно сталкиваемся с данными технологиями и уже не представляем свою жизнь без них, будь то покупка через сеть Интернет, общение в социальных сетях с друзьями, решение рабочих вопросов по телефону. Мошенники это прекрасно понимают и активно вводят в заблуждение доверчивых граждан.

С заместителем начальника полиции по оперативной работе УМВД России по Ульяновской области полковником полиции Денисом Рузаевым мы обсудили, как защититься от цифровых угроз в эпоху информационных технологий.

- Сколько подобных преступлений зарегистрировано на территории нашего региона?

- По итогам восьми месяцев 2025 года в нашем регионе зарегистрировано более 1600 мошеннических действий. Сумма переведенных ульяновцами мошенникам средств составила 770 миллионов рублей.

- Расскажите, пожалуйста, какие меры предпринимаются сотрудниками полиции для совершенствования деятельности по борьбе с киберпреступностью?

- Безусловно, правоохранительные органы Ульяновской области модернизируют способы борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных технологий, внедряют новые методы анализа и обработки информации с использованием федеральных и региональных баз данных, совершенствуют правоприменительную практику с учетом стремительно меняющейся обстановки и применения новых способов мошенничеств, что плодотворно влияет на установление виновных лиц и привлечения их к уголовное ответственности.

Налажено взаимодействие с представителями кредитно-финансового сектора, позволяющее в кратчайшие сроки получать сведения об остатке денежных средств на банковских счетах злоумышленников, на которые доверчивые граждане перевели свои личные накопления или заемные средства, что позволяет приостанавливать проведение транзакций и их «обналичивание», а в некоторых случаях и возвращать их потерпевшим.

Вместе с тем цифровая безопасность требует не только действий правоохранителей, но и осознанности каждого пользователя. Соблюдение простых правил, критическое мышление и оперативное информирование органов помогут значительно снизить риски.

На портале «Госуслуги» возможно оформить самозапрет на кредиты. Это поможет обезопасить от уже стандартной мошеннической схемы, когда заявку на кредит подают дистанционно и подтверждают личность с помощью кода из СМС-сообщения.

При помощи портала «Госуслуги» у граждан также появилась возможность посмотреть количество оформленных на пользователя SIM-карт. В разделе «Мои SIM-карты» указаны все телефонные номера, оформленные на паспортные данные пользователя. Необходимо также неиспользуемые абонентские номера заблокировать у оператора сотовой связи, чтобы избежать оформление третьими лицами кредитов.

- Какие наиболее распространенные ситуации, в которых оказываются жертвы мошеннических действий?

- Способов обмана граждан существует великое множество, и мошенники постоянно совершенствуются, придумывая все более сложные и нестандартные схемы. Как правило, все варианты введения в заблуждение начинаются со звонка с неизвестного номера. Часто злоумышленники также используют для общения со своими жертвами мессенджеры, социальные сети, СМС-сообщения и сайты знакомств или бесплатных объявлений.

Среди них наиболее популярным является сообщение от якобы представителей Центробанка, Росфинмониторинга, Роскомнадзора, портала «Госуслуги» и лжесотрудников правоохранительных органов о взломе аккаунта, использовании персональных данных для хищения сбережений или оформления кредитов.

В качестве конкретных примеров перечисления на «безопасные» счета наиболее крупных сумм денежных средств могу рассказать про несколько случаев подобного мошенничества.

51-летняя жительница Засвияжского района областного центра в течение месяца перевела злоумышленникам почти пять миллионов рублей, три с половиной из которых - вырученные средства от продажи ее квартиры.

3 миллиона 490 тысяч рублей отдал мошенникам 54-летний житель того же района города Ульяновска, 500 тысяч из которых составила сумма, вырученная от продажи его автомобиля.

На втором месте по количеству обманутых граждан - мошенничество при оплате покупок, заказанных на сайтах бесплатных объявлений.

Здесь можно привести множество примеров значительных приобретений, за которые наши сограждане перечисляли мошенникам в качестве «предоплаты».

Замыкает тройку лидеров наиболее «популярных» мошеннических схем обмана граждан так называемое инвестирование в акции крупных компаний, драгоценные металлы и иностранную валюту, включая криптовалюту.

- Данные способы обмана наших соотечественников достаточно известны. Какие вы можете привести примеры новых или малоизвестных способов обмана граждан?

- Среди новых схем мошеннических действий следует выделить оформление микрокредитов с использованием старых, давно неиспользуемых, но при этом незаблокированных номеров сотовых телефонов, а также ставших доступными злоумышленникам паспортных данных потерпевших.

Также активно, в основном через мессенджеры, распространяются вредоносные компьютерные программы. Мошенники под различными предлогами убеждают установить новое программное обеспечение, перейти по ссылке, восстановить удаленный доступ либо просто спрашивают у собеседника: «Узнаешь себя на фотографии?» и присылают вредоносный файл.

Был зарегистрирован случай: школьница во время игры на компьютере с доступом к ресурсам сети Интернет заинтересовалась предложением о покупке виртуальной игровой валюты для «прокачки» своего персонажа. Девочка вступила в переписку с мошенниками, которые объяснили, каким способом она может перевести деньги для оплаты усовершенствования способностей и экипировки игрового персонажа. Несовершеннолетняя нашла кредитную карту своей матери и сообщила злоумышленникам необходимые для выполнения денежного перевода сведения. В результате мошенники завладели всеми имевшимися на карте средствами в размере 98 тысяч рублей.

Следует отметить, что постепенно увеличивается количество повторно пострадавших граждан, которые однажды уже попались на уловки мошенников и перевели им значительные суммы собственных сбережений, но спустя некоторое время они снова доверяются злоумышленникам. Потерпевшие соглашаются на помощь лжеюристов в оформлении «банкротства», верят якобы сотрудникам правоохранительных органов, которые как бы расследуют их уголовные дела и соглашаются оплачивать всевозможные налоги и пошлины, а также услуги адвокатов и судебные расходы.

Одна из последних тенденций - мошенничество от лжеработников почты. Жертвам поступает звонок от злоумышленников, которые сообщают о поступлении в почтовое отделение «посылки», но для ее получения необходимо продиктовать коды из полученного СМС-сообщения или сообщить номер своей банковской карты.

- В последнее время СМИ сообщают об участившихся случаях привлечения мошенниками в качестве курьеров пожилых граждан. Правда ли, что в результате мошеннических действий можно стать не только потерпевшим, но и преступником? Как такое возможно?

- Да, такое возможно. Кроме советов, как не стать жертвой мошенников, следует рассказать и о том, как самому не стать преступником. За прошедший месяц действительно участились случаи привлечения злоумышленниками пожилых жителей региона к участию в мошеннических схемах в качестве курьеров. Граждане почтенного возраста в силу своего воспитания привыкли доверять должностным лицам различных организаций и сотрудникам правоохранительных органов. Такие ответственность и дисциплинированность, безусловно, заслуживают уважения. Однако в настоящее время это работает в пользу мошенников.

Злоумышленники звонят пенсионерам и настойчивым тоном представителей силовых структур убеждают переводить деньги на «безопасные» счета либо передавать сбережения «инкассаторам». Теперь же мошенники не ограничиваются простым изъятием накоплений пожилых граждан, а вовлекают их в свои дальнейшие преступные схемы. Пенсионеров убеждают, что они якобы участвуют в санкционированных государством спецоперациях и помогают другим пострадавшим «обезопасить» собственные сбережения. Для этого невольным соучастникам мошенничества сообщают время и адрес, куда следует прибыть для получения «посылки».

В дальнейшем пожилые «инкассаторы», сами того не осознавая, передают похищенные денежные средства другим курьерам либо также переводят их на «безопасные» счета. После выполнения такой «операции» мошенники рекомендуют пенсионерам скрыться на время в «конспиративных» квартирах у других потерпевших, уехать на дачу либо пожить у родственников.

Кроме пожилых граждан, преступные элементы продолжают втягивать в совершение мошенничеств подростков под предлогом легкого заработка и быстрых денег.

- Расскажите, пожалуйста, как защитить себя от мошеннических действий?

- При совершении покупок через сайты бесплатных объявлений, страницы интернет-магазинов обратите внимание на подозрительно низкую стоимость, отсутствие возможности приобрести товар за наличные. Обязательно попросите продавца подтвердить реальное наличие товара фотографиями с нескольких ракурсов. Если у продавца отсутствуют контакты и нет возможности самовывоза, возможно, он является мошенником.

Также не стоит доверять продавцу, если он просит у вас полную предоплату за якобы готовый к отгрузке «товар», даже если он прислал вам видео процесса упаковки или фотографию квитанции об оплате стоимости доставки. Это все достаточно легко подделать.

Телефонные аферисты стали применять также способ психологического воздействия на граждан. Например, звонят от имени должностных лиц правоохранительных органов и сообщают о расследовании уголовных дел по фактам мошеннических действий, после чего предупреждают о необходимости оказания содействия сотрудникам банка, которые свяжутся с гражданами позже.

Звонок от стражей порядка убеждает граждан в серьезности происходящего, поэтому разговор с якобы сотрудником службы безопасности банка не вызывает подозрений и пострадавшие сообщают им реквизиты своих карт, включая защитные коды, воспользовавшись которыми мошенники похищают денежные средства со счетов.

Особенно хочется подчеркнуть: как только вы слышите от «звонящих с незнакомых номеров лиц» о существующих у вас финансовых проблемах и счетах, немедленно прекращайте разговор. Не существует никаких «безопасных счетов», о которых говорят злоумышленники. Единственный по-настоящему безопасный счет - это тот, на котором у вас уже хранятся денежные средства, если и произойдет неправомерное списание денежных средств без вашего участия, то банк обязан возместить этот ущерб.

Все, что вам говорят злоумышленники по телефону, - это обычные уловки, направленные на хищение ваших средств. Важно помнить, что официальные органы, такие как Центробанк, Росфинмониторинг или «Госуслуги», никогда не звонят гражданам с подобными сообщениями.

Также распространенным является мошенничество с адресной рассылкой в мессенджерах от имени руководителей организаций. В таких ситуациях необходимо связаться с вашим руководителем для разъяснения ситуации.

Любой разговор по телефону о деньгах, который начинает незнакомый человек, любые просьбы куда-то перевести денежные средства, что-то установить, нужно немедленно заканчивать. Завершите вызов и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обороте карты, чтобы выяснить подробности и сообщить о подозрительном звонке. Скорее всего, вас пытаются обмануть!

Не поддавайтесь ни на запугивания, ни на выгодные предложения! И тем более если вас торопят принять решение - кладите трубку!

Кроме того, продолжают иметь место взломы страниц в социальных сетях, когда гражданам приходят письма от имени знакомых с просьбой занять деньги. Достоверность такого письма нужно обязательно перепроверить у знакомого или близкого человека.

Самое главное при общении с третьими лицами - никогда не сообщать данные вашей карты! Для перевода вам денежных средств третьим лицам достаточно знать номер карты. Если вам говорят, что карта заблокирована, проверьте это в ближайшем банкомате или отделении банка.

Если звонок с неизвестного номера вызывает у вас сомнение, звонящий просит вас сообщить номер банковской карты, код из сообщения, ваши персональные данные или перевести куда-то денежные средства, то смело прекращайте разговор и кладите трубку - вам звонит мошенник!

Помните: мошенники всегда играют на доверии и спешке - сохраняйте хладнокровие!

Фото: Ульяновск сегодня

Источник: Ульяновск сегодня