Лента новостей 

Китай перекупает российских летчиков, а ульяновские курсанты рады – больше вакансий

31 июля 2017, 10:40
1993
Китай перекупает российских летчиков, а ульяновские курсанты рады – больше вакансий

Российские пилоты переходят на работу в зарубежные авиакомпании. А тем временем, отечественная авиация теряет подготовленные, высококвалифицированные кадры. Не столь масштабный факт обострил ситуацию на фоне значительного роста в нашей стране пассажиропотока на гражданских авиалиниях в 2017 году.

Внимание к проблеме в начале лета привлекла газета «Коммерсант», вслед за которой по федеральным СМИ прокатилась волна публикаций. Для кого готовят кадры в России и, в частности, в «авиационной столице» - в одном из «летных» вузов в Ульяновске? Читайте в нашем материале.

Слабый рубль - зарплата выше 

По информации «Ъ», пилоты находят трудоустройство в странах Азии, куда за последние 2,5 года более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов перешло на работу, этот список планирует пополниться еще на 400 человек. В Китае, как сообщает источник издания, зарплата пилота в среднем в четыре раза выше российской - от $17-25 тыс. в месяц, с 2016 года упрощена выдача разрешений на работу и с каждым годом найм планирует расти. В странах Азии нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации. В России же с 2011 года идет борьба за квоты на летчиков из-за рубежа, в 2014 году выделены - до 200 иностранцев в год.

Утечка кадров затронула в первую очередь авиакомпании S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа». Иностранцы «уводят» высококлассных КВС (командиров воздушных судов) с налетом от 2,5 тыс. часов. Называются различные предпосылки, в свое время давшие старт негативной «перелетной» тенденции: сокращение полетной программы «ВИМ-Авиа»; падение пассажиропотока и прекращение полетов «Трансаэро». Министерство транспорта России указывает на экономические причины «высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля», - пишет газета.

 

«Перелетчики» без соцобеспечения 

Авиаперевозчики обеспокоены и принимают различные меры, чтобы сохранить летный состав. По словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, компания до предела – в пять раз увеличивала зарплату: второй пилот получает 320-350 тыс.руб. в месяц, КВС - 470 тыс. руб., а инструктор - более 500 тыс. руб. «Ъ» сообщает, что на 20% выросла зарплата летного состава «Уральских авиалиний». Кроме материальных используются и другие методы «удержания» кадров - создание препятствий. Так, авиакомпания «Россия» нашла выход в обращении к авиационным властям Бермудских островов с просьбой не подтверждать валидацию свидетельств российских пилотов, изучает списки сотрудников, официально находящихся в отпусках по уходу за ребенком и одновременно работающих за рубежом, чтобы приостановить действие их документов.

Проблема неоднозначна. В авиакомпании «ВИМ-Авиа» подчеркнули, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов (2-3 млн. рублей, приводит цифры «Ъ»), не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда; утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Поэтому перевозчики считают эту проблему не отраслевой, а государственной.

В федеральном ведомстве отметили, что эта «проблема гораздо меньшего масштаба», а источник «Ъ» указал, что она «обострилась на фоне зашкаливающего роста пассажиропотока» в России - за первое полугодие 2017 года он составил 21,5% - до 46,2 млн человек, на международных рейсах - 37,6%, за июнь - 43,4%. Перевозчики намерены пополнять парк, но при этом сталкиваются с нехваткой квалифицированных пилотов. Звучат предположения о том, что авиакомпании РФ вновь запросят расширение квоты на найм иностранных пилотов.

Курсанты пойдут на российские авиалинии

Курсант II курса Краснокутского летного училища гражданской авиации - филиала УИ ГА Алексей Игнатьев:

 - У Краснокутского летного училища есть договор с «Аэрофлотом», куда после окончания принимают на работу выпускников с красным дипломом.  Компания планирует приобрести нескольких судов SuperJet, парк еще пополнится, когда сертифицируют и выпустят на линию МС-21. Думаю, через два года без работы не останусь. В целом авиаперевозчики расширяют парки, вводят новые борта. Если говорить о зарубежных компаниях, условия там поинтереснее и туда привлекают опытные кадры, это КВС – командиры воздушных судов, чтобы был опыт, налет. В России сейчас требуются и КВС, и вторые пилоты. Считаю, волна, которая поднялась, больше надуманная. Был поток, но не такой глобальный. Это стало сигналом к тому, что нужно что-то менять. В ответ сразу начали вводить дополнительные поощрения летному составу, материально стимулировать новые кадры.

Курсанты и выпускники «летных» учебных заведений сегодня имеют больше шансов трудоустроиться по специальности и на более выгодных условиях. Пилотов готовят вузы в Санкт-Петербурге и Ульяновске, где находится один из крупнейших в стране - Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П.Бугаева (УИ ГА).

Курсанты Ульяновского института гражданской авиации, не пожелавшие назвать свои имена, планируют работать в российских авиакомпаниях. «Учусь по специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», буду пилотом гражданских авиалиний. Есть мнение, сразу после выпуска устроиться сложно. Однако рассчитываю работать во владивостокской авиакомпании «Аврора», идеально - в минской «Белавии». В иностранных компаниях единственный плюс - платят больше, но в своей стране легче и спокойнее», - говорит один из собеседников.

«Ситуация с набором в авиакомпании постоянно меняется, - отмечает другой курсант УИ ГА. - В год поступления был переизбыток пилотов, вдобавок еще и «Трансаэро» закрылся. Сейчас, наоборот, дефицит, так как в Китай бегут за лучшими условиями. Авиакомпании к нам стали приезжать, чтобы набрать кадры. В будущем для работы рассматриваю - «ВИМ-Авиа», S7, «ЮтЭйр» и, конечно, «Аэрофлот». Считаю, в зарубежных компаниях своих пилотов хватает. Из иностранных трудоустроился бы в «Lufthansa», «Dutch Airlines», «KLM», «AirFrance», «Swiss».

Один из выпускников УИ ГА получил приглашение на работу в российскую авиакомпанию, о «перелете» за рубеж пока не думает: «Сначала нужно попробовать полетать у нас, стать КВС, а затем уже думать о трудоустройстве за рубежом. В нас, вчерашних выпускниках, не заинтересованы зарубежные авиакомпании. Им нужны опытные кадры, в основном КВС».