Эти и подобные ситуации обсуждались недавно в городском Центре развития предпринимательства - в рамках специального семинара.
Вы заказали себе смартфон по Интернету, но вместо ожидаемого гаджета с сенсорным экраном вам переслали на почте кнопочный телефон. Что делать?
- Мы живем в цифровую эпоху, и многие уже привыкли пользоваться Интернетом для приобретения различных товаров. Однако нельзя утверждать, что данная сфера отношений до конца урегулирована. Недобросовестные продавцы этим зачастую пользуются. Чтобы застраховать себя от мошеннических действий, покупателю нужно знать четкий алгоритм действий, - поясняет ведущая семинара - начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Галина Соломко.
Шаг 1. Собираем отзывы
Итак, на что нужно обратить внимание в первую очередь? После того, как вы выбрали товар на определенном веб-сайте, не поленитесь поискать на различных форумах и в соцсетях возможные отзывы и о самом товаре, и об интернет-магазине, где вы собираетесь сделать покупку.
- Прежде всего, ознакомьтесь с той информацией о товаре, которую предоставил на своем веб-ресурсе продавец: потребительские свойства, цена, гарантийный срок эксплуатации. Чем больше выложено информации - тем больше доверия к продавцу. Далее сравните стоимость выбранной вещи с той ценой, по которой она продается на других сайтах. Подозрение должна вызывать слишком низкая цена: сопоставьте внешний вид и описание товара на официальном сайте производителя и продавца, - продолжает инструктировать выступающая.
Шаг 2. Проверяем продавца
Далее прочитайте те сведения, которые продавец опубликовал на сайте о себе. Должны быть название организации, адрес, обратная связь (электронная почта, телефоны «горячей линии»), адреса сервисных центров и указаны места самовывоза.
- Понимаете, дело в том, что очень часто все идет хорошо до тех пор, пока у покупателя не возникает какой-нибудь претензии. Допустим, прислали сотовый телефон в неполной комплектации: нет зарядника. Потребитель сначала пытается связаться с продавцом, потом обращается в Роспотребнадзор, и в итоге выясняется, что по указанному адресу располагается вообще жилой дом. И здесь уже бессильны даже правоохранительные органы: на кого подавать в суд, если неизвестно, где находится продавец? - говорит начальник отдела защиты прав потребителей.
Один из способов защитить себя от подобных неприятностей - проверить адрес веб-сайта продавца в Координационном центре: https://cctld.ru/ru. Нужно просто забить адресную строку интернет-магазина в правом верхнем окошке с надписью «Проверка домена». Уже этот простой шаг позволит ответить на несколько важных вопросов: имеет ли интернет-магазин официальную регистрацию (может, это вообще сайт-однодневка)? На кого вообще он зарегистрирован - может, на какое-нибудь частное лицо?
- Стоит также обратить внимание на то, принимает ли продавец оплату банковской картой. Дело в том, что недобросовестные продавцы не любят работать с безналичными платежами, так как их можно опротестовать через банк, - комментирует Галина Соломко.
Шаг 3. Действия после доставки
По ее словам, больше информации можно получить уже при доставке товара. К товару обязательно должна быть приложена инструкция на русском языке или сведения о том, требованиям какого технического регламента должен соответствовать приобретенный товар.
- В момент доставки потребуйте демонстрации товара. Убедитесь, что вам доставили именно то изделие, которое вы заказывали, проверьте его комплектность и функциональность (если это возможно). Если доставили не тот товар, который был заказан, вы не обязаны его оплачивать, - поясняет наша собеседница.
Если приобретенное доставлено по почте, то тут тоже надо знать несколько нюансов.
- Распространено мнение, будто почта ответственна за то, что именно пришло на ваш адрес. В действительности почта отвечает только за доставку, претензии по содержанию посылки можно отправлять исключительно продавцу, - говорит сотрудница Роспотребнадзора.
Любопытно, что, согласно российскому законодательству, связанному с дистанционной интернет-продажей, любой покупатель имеет право вернуть товар в течение семи дней с момента его передачи (если сохранены его товарный вид и потребительские свойства).
- Отсюда следует, что продавцу, в общем-то, нет смысла слишком приукрашивать свой товар, ведь потребитель может передумать, увидев покупку, которая не соответствовала его ожиданиям. В завершение напоминаем телефон Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, по которому можно обратиться, если вы все-таки не смогли уберечься от покупки у недобросовестных интернет-продавцов: 44-45-08.