Уже второй магазин крупной розничной сети открылся в Ульяновске. Это произошло 7 сентября. «Лента» составит конкуренцию уже давно обосновавшимся в Ульяновске сетям розничной торговли «Магнит» и «Пятерочка +», а также местным ретейлерам «Гулливеру» и «Дворцовому ряду».
- Во многом толчком к началу процесса «завоевывания провинции» ретейлерами послужил успех сети «Магнит», который начался именно с ведения бизнеса в регионах. В целом же, я считаю, что данный процесс позитивен, естественен и будет в дальнейшем продолжен, если рыночные условия ретейлерского бизнеса в России сохранятся, – прокомментировал аналитик московского офиса ФК AForex Нарек Авакян.
«Лента» также попытается отбить клиентов у двух других крупных сетей «Ашан» и «Metro».
- Увеличение сети гипермаркетов в европейской части России является ключевым решением для создания стоимости бизнеса сети и в этом плане вопросов расширение не вызывает, – комментирует начальник аналитического отдела московского офиса ИК «Универ-Капитал» Дмитрий Александров (московского офиса). – Но важнейшим условием является широкое покрытие в каждом регионе и в этом плане открытие второй «Ленты» в Ульяновске очень благоприятно - компания закрепляется в области. Учитывая, что каждый гипермаркет даёт в среднем порядка 100 тыс. лояльных, постоянных покупателей в среднем по сети, с учётом среднего чека, можно предварительно рассчитывать на увеличение годовой выручки за счёт данного этапа расширения на величину порядка 1,5 млрд руб.
К тому же за Волгой у «Ленты» практически нет конкурентов, кроме крупного «Магнита». В правобережье же новому магазину придется побороться за покупателей.
Недостатком «Ленты» является «шаговая недоступность». В этом ключе «Пятерочка +», имеющая 35 магазинов по области, ближе простому потребителю. А «Магнит», открывший, по данным на 31 августа, 123 магазина «у дома», 3 гипермаркета, 2 магазина «Магнит Семейный» и 7 магазинов «Магнит Косметик» по всему региону, пока не находит себе конкурентов по распространенности. Ульяновских ретейлеров тоже нельзя списывать со счетов: «Гулливер» имеет 49 магазинов по области, а «Дворцовый ряд» – 37.
На фоне такой конкуренции «Ленте» выделяется круглосуточным режимом работы. Также в здании магазина находятся аптека, химчистка, салоны сотовой связи и фирменное кафе сети, что тоже привлечет покупателей.
Популярная в Петербурге сеть розничной торговли пришла в наш регион неспроста. Потребительский сектор Ульяновской области достаточно привлекателен. По итогам первого полугодия 2013 г. оборот розничной торговли в области вырос на 8% и составил более 69 млрд руб. (в РФ в целом рост составил менее 4%). В самой «Ленте» считают, что в провинции могут успешно сосуществовать самые разные «продавцы». Например, в Ярославле одновременно работают около 10 разных гипермаркетов.
- Полагаю, появление нового крупного игрока в среднесрочной перспективе приведет к определенному росту конкуренции и дальнейшему развитию индустрии торговли локального рынка, что, конечно, фактор позитивный для потребителей. Думаю, что через нескольких лет Лента может занять заметные позиции в Ульяновске, в том числе, за счет ослабления позиций небольшого по масштабам бизнеса местных игроков, – комментирует аналитик московского офиса УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Вместе с тем каких-то кардинальных изменений, в том числе в структуре рынка (учитывая его масштаб и потенциал роста), с появлением одного нового игрока, полагаю, ждать все-таки не стоит.
Напомним, сеть розничной торговли «Лента» была основана в 1993 году. Всего по России работает 56 магазинов. 15 из них расположены на родине компании – в Санкт-Петербурге. Сеть начиналась с небольшого мелкооптового склада, который приобрел предприниматель Олег Жеребцов. Далее его бизнес развивался, в 2001 году он решил построить первый в северной столице гипермаркет. Денег у него на это не было. Помог ему американец Август Мейер, который купил 49% акций компании. Крупный магазин построить удалось. И не один.
Мейер первое время не вмешивался в управление компанией. Жеребцов хорошо справлялся. Но в 2006 году решил запустить еще один проект, на этот раз свой – сеть розничной торговли «Норма». В декабре «Ленту» возглавил бывший финдиректор Сергей Ющенко. Тогда же компания хотела продать 15% акций иностранцам. Жеребцов был против и хотел выкупить их сам. Здесь уже отказал Мейер.
В январе 2008 года конфликт получил новое развитие. Жеребцов попытался уволить Ющенко и еще нескольких топ-менеджеров. Прошло два совета директоров, на одном из которых Жеребцов назначил гендиректором своего друга Владимира Сенчина, а на втором – Мейер сохранил должность за Ющенко. Началась судебная тяжба. Но уже в апреле стороны пришли к компромиссу. Генеральным директором стал бывший директор по развитию Александр Бобров. После кризиса Жеребцову пришлось продать большую половину своих акций консорциуму инвестфондов TPG и VTB Capital. Но и далее конфликты продолжились. Мейер подал на них в суд, поскольку ему вовремя не передали небольшую часть акций Жеребцова, которую он выкупил.
Сейчас ООО «Лента» на 100% принадлежит компании Lenta Ltd. Зарегистрирована компания на Британских Виргинских островах. По данным на сентябрь 2011 года, 65% акций сети по-прежнему принадлежит инвестиционным подразделениям группы ВТБ — TPG Capital и «ВТБ Капитал» (57,24% и 7,76 % соответственно), 20 % — у ЕБРР, остальные делят миноритарные акционеры. Генеральным директором является «ставленник» обладателей контрольного пакета Ян Дюннинг (Jan Dunning).
Сейчас «Лента» представляет собой успешный бизнес, который способен составить другим ульяновским ретейлерам достойную конкуренцию.
О том, будут ли строиться в Ульяновске еще гипермаркеты сети, в пресс-службе «Ленты» пока молчат.
Фото: http://foodmarkets.ru/