Банки развивают новую систему определения рисков выдачи кредита – решение будет зависеть от итогов анализа телефонных разговоров заемщика. Потеснит ли такой метод привычный всем анализ кредитной истории, мы узнали у специалистов.
По предварительной оценке, благодаря новому подходу в кредитовании населения около 2 млрд человек по всему миру смогут получить шанс взять кредит, даже не имея банковских счетов. Кредитные истории таким образом перестанут быть ключевым фактором принятия решения о выдаче кредита. Мобильные операторы в свою очередь смогут заработать на продаже данных о клиентах банкам. Об этом сообщил один из ведущих поставщиков финансовой информации в мире – издание Bloomberg.
Как оценивается заемщик?
В разрабатываемой системе главным показателем определения кредитоспособности является количество входящих звонков. Подразумевается, чем больше звонков – тем выше экономический статус человека. Кроме того, анализу должны подвергаться личности тех, с кем общается потенциальный заемщик. Если большая часть собеседников – ответственные заемщики, шанс выдачи кредита увеличивается. Если же клиент больше разговаривает по телефону с тем, у кого проблемы с банками, он рискует не получить займа.
Рассказать о перспективах новой системы оценки платежеспособности населения мы попросили экспертов рынка. Но из-за того, что банки еще не перешли на новый способ анализа данных о заемщике, ульяновские аналитики отказались комментировать незнакомый финансовый инструмент. Однако высказать свое мнение для 1ul.ru согласились федеральные эксперты.
Экспертное мнение
Российские финансовые аналитики, несмотря на широкие перспективы применения новой системы, считают такой метод анализа клиента неоправданно рискованным. Но система может использоваться как один из способов оценки платежеспособности потенциального заемщика. Основными инструментами оценки клиента по-прежнему являются анализ данных о его доходах, уровне совокупной кредитной нагрузки во всех банках и кредитной истории. Анализ информации, предоставленной сотовыми операторами, так же как и текущие возможности клиента, могут быть лишь дополнительными методами банков для оценки рисков и повышения качества работы.
– Принимать решение о выдаче кредитов только на основе информации о телефонных разговорах нельзя, так как достоверное математическое моделирование уровня кредитного риска в таком случае будет невозможно, – подчеркнул директор департамента анализа и оценки рисков банка Хоум Кредит Дмитрий Морозов.
Его мнение разделил и аналитик группы компаний «ФИНАМ» Зварич Богдан:
– Особенно важно обращать внимание на дополнительные методы оценки клиента в моменты, когда просроченная задолженность является существенной проблемой банковской системы. Что же касается анализа телефонного разговора, то, на мой взгляд, одобрение кредита на базе его анализа – очень рискованный подход со стороны банка. Да, он может быть одним из пунктов модели оценки заемщика, но вряд ли станет основным.
Персональные данные
Один из главных вопросов, волнующих обывателей, – законна ли передача данных мобильным оператором банку – также остался без ответа. Как местные, так и федеральные эксперты рынка обходят стороной детали того, каким образом и по какому праву финансисты смогут получить информацию о телефонных разговорах клиентов. По всей видимости, порядок действий еще не прорабатывался даже в теории.