Президент федерации парусного спорта Ульяновской области
О том, когда можно начать заниматься яхтингом, как этот вид спорта развивается в Ульяновске и в соседних регионах, сколько денег нужно для постройки собственной яхты, а главное – кому будет посвящена кругосветная регата ульяновских яхтсменов, рассказывает президент федерации парусного спорта Ульяновской области Станислав РАЧКОВ.
- Расскажите, как получилось, что яхтинг стал частью вашей жизни?
- Мои родители – авиастроители. В 82 году их пригасили на Авиастар, и мы переехали в Ульяновск. Как и любого мальчишку того времени, выросшего на фильмах по книгам Жюля Верна, первое, что меня покорило – это бескрайние волжские просторы. Нас как магнитом тянуло на Волгу, и однажды, пойдя на рыбалку, я наткнулся на пару вагончиков и с десяток маленьких парусных лодок – это была детская секция в заволжском яхт-клубе «СТАРТ», в которую я записался. С тех пор практически жил на Волге, домой приходил поесть и поспать. Первая яхта была «Кадет», двухместный спортивный швертбот, на котором я ходил рулевым. В первый же год стал чемпионом города, а на следующий – области. Ну а дальше как в любом спорте – тренировки, сборы, соревнования и походы. После армии пересел на крейсерскую яхту СТ 25 – это килевая семиметровая яхта с возможностью автономного плаванья.
- Парусный спорт всегда считался элитным – для людей состоятельных. Стоимость яхты для обывателей кажется заоблачной.
- На самом деле, большое заблуждение, что парусный спорт – только для богатых, и виноваты в этом западные масс-медиа. Когда говорят слово «яхта», все представляют белоснежный катер с мощным двигателем и наёмным капитаном. Для покупки и содержания этого требуется много миллионов рублей.
Конечно, гоночные яхты, сделанные по последним технологиям, очень дорогие, как и участие в престижных гонках и кругосветках. Ведь современные суда под парусом могут развивать скорость до 30-40 узлов (60-80 км/ч). Это отдельный мир со своими правилами и стандартами, оснасткой и экипировкой. Но это вершина айсберга, миллионы людей во всём мире просто отдыхают и путешествуют под парусом, участвуют в корпоративных и туристических регатах. А это гораздо проще и дешевле. И яркий пример тому – скандинавские страны: Швеция, Норвегия, Финляндия, где каждая семья владеет одной-двумя яхтами.
Несмотря на то, что по Волге под парусом ходили ещё со времён викингов и Стеньки Разина, парусным спортом у нас начали заниматься в начале прошлого века, в ещё царской России. Конечно, это были люди высокого социального статуса и достатка. После революции был спад, но затем, после войны, произошел бурный рост всевозможных яхт-клубов и обществ, в первую очередь – в Москве и Ленинграде. Города на Волге тоже не остались в стороне. Много яхт-клубов было образованно на базах ДОСААФ и под знамёнами наших спортивных обществ Торпедо, Динамо, Зенит, где простые рабочие и инженеры самостоятельно строили яхты и устраивали на них гонки.
Современный яхтинг делится на туристический – самый массовый, спортивный (на олимпийских яхтах) и спортивно-туристический (гонки на крейсерских яхтах), экспедиционный яхтинг (по заданному маршруту с четко поставленными задачами по ходу движения и конечной целью экспедиции.)
- У вас собственная яхта. Она первая и единственная?
- Я вырос в Советском союзе и пользовался плодами той эпохи вплоть до 2007 года. Все это время ходил на лодках, приобретённых в эпоху советского спорта.
В начале 2000-х на одной из регат познакомился с ребятами из Санкт-Петербурга, которые на собственной верфи строили яхты. В начале 2007 года они откатали мне корпус, а затем я самостоятельно планировал и изготавливал внутреннюю обстановку и монтировал палубное оборудование и двигатель. В августе того же года лодка была спущена на воду, прошла ходовые испытания. Два сезона я отгонялся в Питере, а затем погнал по воде лодку в Ульяновск. Это было самое длительное и интереснейшее путешествие, чуть более 2000 км.
- Затраты на покупку и содержание яхты сопоставимы со стоимостью, например, автомобиля?
- Смотря с чем сравнивать. Небольшая лодка из Швеции стоит 200-300 тыс. руб. плюс «растоможка». Это лодки постройки 90-х годов, но это крепкие лодки, которые строились для океана. На Волге сейчас много таких яхт. Свою «Ультру» я построил примерно за 50 тыс. евро. Для меня она и автомобиль, и дом, и дача – в общем, неотъемлемая часть моей жизни.
- Сколько в Ульяновске яхтсменов?
Если считать на обоих берегах, чуть более 100 человек, которые ходят на крейсерских яхтах, плюс в Заволжье занимаются 20-30 детей.
За Волгой сегодня два яхт-клуба – один муниципальный, другой частный. Владелец этого клуба сам яхтсмен, собрал вокруг себя единомышленников, построил хорошую бухту и зимний ангар. В обоих клубах сейчас более 12 крейсерских яхт, на которых люди постоянно занимаются, участвуют в походах и гонках. Причем люди разного достатка.
Сегодня главная проблема – в дефиците людей, которые хотели бы заниматься яхтингом, и, опять же, виновата в этом аура «дорого спорта». Чтобы стать яхтсменом и наслаждаться солнцем, ветром и водой, достаточно пройти обучение и практику, а дальше возможны различные варианты – вас могут пригласить в экипаж или вы зафрахтуете чартерную яхту. Поэтому пользуясь моментом, приглашаю к нам в федерацию. Уже три года как совместно с педагогическим университетом действует Парусная школа. У нас есть несколько проектов, с которыми в ближайшее время планируем ознакомить руководство города и области. Проекты касаются туристического направления, студенческого и детского спорта.
Что касается возраста, то в парусе практически нет ограничений. Дети начинают заниматься с 7-8 лет, а взрослые – пока хватает сил тянуть веревки и стоять у штурвала.
- Вы уже выходили с инициативой к властям?
- На самом деле наша федерация парусного спорта лишь в июле 2017 обрела официальный статус. Меня попросили возглавить федерацию. Теперь мы активно начинаем взаимодействовать с министерством спорта, агентством по туризму, комитетом по делам молодёжи.
- Как выгладит ситуация с парусным спортом в других городах?
- Есть хорошо развитые регионы, где яхтингом занимаются на высоком уровне. К примеру, в соседнем Татарстане активно развивают детский спорт, причем за последние 10 лет организовано несколько детских яхт-клубов, недавно была зарегистрирована республиканская федерация «Парусного спорта Татарстана». Но помимо Казани яхтинг в Татарии развивается еще в Зеленодольске, Чистополе, Набережных Челнах.
Нам повезло, что мы находимся недалеко от центра парусного спорта России – это город Тольятти. Он всегда считался Меккой яхтсменов, потому что в свое время там было более 15 яхт-клубов. К примеру, яхт-клуб «Дружба», можно сказать, является яхт-клубом мирового уровня с шикарной бухтой, слипом для спуска детских яхт, эллингами для хранения и обслуживания лодок, с красивейшим современным зданием, в котором расположены детские секции, фитнес-зал, кают-компания, торжественный зал и ресторан. Там же проводятся чемпионаты России среди детей и юношей, а также организуются крейсерские гонки.
- Знаю, что у вас есть мечта…
- Да. Как у любого яхтсмена, главная мечта – сходить в кругосветное плавание. Мечта эта приходит, наверное, к каждому, кто хоть раз ходил под парусом, но не каждому дано её осуществить. Мне помог случай. В прошлом году меня попросили помочь организовать и поучаствовать в корпоративной регате на Волге. На ней я познакомился и подружился с очень интересными людьми, которым предложил не размениваться по мелочам, а осуществить грандиозный план – сходить в кругосветное плавание. Надо сказать, нам повезло, что наш земляк Иван Гончаров, попав в Санкт-Петербург, совершил плавание к берегам Японии, написав замечательную книгу «Фрегат «Паллада»». Именно по его путевым заметкам мы хотим проложить маршрут, посвятив свое плавание великому земляку, и описать те же места, но уже в наше время.
Георгий Романов