Сегодня в Ленинском районном суде Ульяновска состоялось второе заседание по громкому уголовному делу о нападении на деревообрабатывающее предприятие ООО «Холдинг», что на Урицкого. Очередное слушание так же, как первое вновь затянулось, поскольку на скамье обвиняемых аж пятеро человек. В их числе известный ульяновский бизнесмен, почетный президент федерации дзюдо Владимир Потапов и боксёр, двукратный чемпион России среди профессионалов Али-Султан Надирбегов.
Главные потерпевшие – Олег и Эдуард Лаврушины, племянники Потапова. Именно они давали свои показания об обстоятельствах того жуткого дня, когда, по их словам, дядя Вова пришёл с огромной толпой в 20 человек, чтобы «отжать» бизнес.
Напомним, фигурантами дела также стали Магомедовы Мурад и Магомедхабиб, и Александр Костин. Все пятеро обвиняются по ст. 163 УК РФ «Вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия». А Александр Костин обвиняется ещё и в убийстве якобы своего же «напарника». Остальные участники нападения находятся сейчас в федеральном розыске.
Сегодня в зале судебных заседаний №327 атмосфера стояла накалённая, как, впрочем, и в прошлый раз. Оно и понятно. Суд допросил обоих потерпевших – Эдуарда и Олега Лаврушиных. Вопросов было много. Прокурор, судья и адвокаты задавали потерпевшим вопрос за вопросом, дабы уточнить каждую деталь.
Семейные узы
Мы упоминали ранее, что Олег и Эдуард Лаврушины и обвиняемый Потапов – родственники. Доказательства этому привёл в ходе заседания и сам Владимир. 31 октября на первом заседании он не без трепета показал всем присутствующим совместное фото с Эдиком и Олегом, когда те были ещё малышами. А сегодня обвиняемый вспомнил, как Олег и Эдик вместе с женами гуляли у него на юбилее в 2014-м году. Однако во время дачи показаний Эдуард ответил суду, что никогда не общался тесно с Потаповым и знал о нём лишь со слов брата. А Олег утверждал, что на том самом юбилее, им даже не дали возможности поздравить именинника.
Потапов в свою очередь был раздосадован тем фактом, что племянники на суде назвали его лидером ОПГ. И название у группировки есть – «Потаповские», и что образовалась она ещё в 90-е.
– Мне неприятно, что ребята мне такие «заслуги» приписали. Называют Потапом, мол, я лидер ОПГ какой-то, – заявил обвиняемый.

Владимир ранее помогал племянникам открыть своё дело. Олег даже работал у Потапова охранником и водителем. И вот, начиная с 2012 года, Лаврушины руководят деревообрабатывающей компанией «Холдинг». Точнее, руководит Олег, а Эдуард официально там не трудоустроен, просто помогает брату на предприятии.
Со слов Эдуарда, Потапов решил, что за щедрость нужно платить, и, выйдя в 2014 году из мест лишения свободы (отбывал наказание за причинение тяжелых телесных повреждений, повлёкших смерть потерпевшего), стал настойчиво требовать от Лаврушиных отдать ему бизнес.
«Не отдашь бизнес, поубиваем, или Здесь всё моё!»
В начале слушания прокурор Игорь Рябов зачитал показания Эдуарда Лаврушина. А он в свою очередь всё подтвердил. Далее – многочисленные вопросы.
Эдуард Лаврушин подробно описывал обстоятельства 11 февраля. При этом показания Эдуарда не сошлись с теми, что он давал на допросе в следкоме тем вечером, 11 февраля, спустя 5 часов после нападения.
Тогда Эдуард не смог рассказать следователю практически ничего. Он не запомнил ни лиц, и ни кто во что был одет, какое оружие было в руках у нападающих. Он лишь пояснил, что около трёх часов дня на 2-ом этаже предприятия столкнулся с Владимиром и его подельниками. Мужчины стали горячо спорить, Эдуард позвонил брату. Через пять минут прибыл Олег и попросил всех спуститься вниз. Там-то и началась потасовка: спор, угрозы со стороны незваных гостей, драка и стрельба… Эдуард помнил, как оборонялся от 21-летнего Евгения Щетинина из «команды» Потапова, в руках которого был огромный строительный молоток. В ответ Лаврушин решил вытащить свой раскладной нож и попробовал отбиться от агрессора. Дальше как в тумане. Сделав пару ударов в сторону Щетинина, Лаврушин услышал громкий хлопок и понял, что Евгений падает. В голове Эдуарда пронеслась мысль: а не убил ли он парня. После этого Лаврушин быстро поднялся на 2-ой этаж. Он спрятал нож на территории ангара, а сам поспешил спастись – выпрыгнул из окна и убежал.
На суде же Эдуард описал всё более детально: Потапов и его товарищи на нескольких авто – «Фольксваген Туарег», «Лексус», «Тойота Камири» и др. – приехали к ангару. Взломав замок на воротах, «гости» вошли на территорию. На втором этаже, встретившись лицом к лицу с Владимиром, Эдуард пытался поговорить с дядей и позвонил брату.
Уже на первом этаже, когда приехал Олег, Эдуард заметил в руках Хабиба и Мурада оружие и нож. У остальных неизвестных ему мужчин тоже были ножи, пистолеты, железные прутья, молотки. Потапов стал кричать: «Не отдашь бизнес, поубиваем здесь всех». Остальные бурно поддержали угрозы. Лаврушин отказал. Тут-то всё и началось. Потапов схватил Олега за грудки и ударил кулаком по лицу, после чего скомандовал остальным: «Делайте!». В дело, как сказал Эдуард, в этот момент вмешался Али-Султан, который предложил не решать конфликт кулаками, а предлагал поговорить спокойно. Но его, естественно, никто не услышал.
Эдуард видел, как упал раненый Олег, которого попытался оттащить в сторону их двоюродный брат и помощник по бизнесу Звонов. Слышал несколько выстрелов и видел, как во время падения Щетинина, в его сторону целился Александр Костин, вооружённый карабином «Сайгой». Дабы спастись, Эдуард и скрылся на втором этаже, а стрелок продолжал в него палить.
Столь разными показаниями Эдуард смутил адвокатов. Но позже прокурор Игорь Рябов подтвердил документально: на одном из допросов в следственном отделе потерпевший указал, что не мог давать объективную оценку происходящему в ангаре, поскольку испытал шок и был крайне напуган.
У Олега Лаврушина картина выглядела примерно так же, только разговор с Потаповым на первом этаже предприятия был иной. По словам Олега, Потапов лишь спросил, на каком основании они работают, и добавил «Здесь все моё!». На вопрос судьи Сергея Кочетова были ли угрозы и требования о передаче бизнеса со стороны Потапова, Олег Лаврушин заявил, что не было, да и подельники Владимира ничего не говорили.
Однако Олег уточнил, что в тот день очень удивился пребыванию среди «налётчиков» гостей из Дагестана. В частности, Хабиба. Как выяснилось, несколько деревообрабатывающих станков ООО «Холдинг» Лаврушин приобрёл неофициально за довольно крупную сумму (1 миллион 750 тысяч рублей) у некого Климова. Последний совместно с Магомедовым владел производством на Моторном заводе.
– Климов продал мне 4 б/у станка осенью 2015 года, никаких документов мы не оформляли. Всё на словах. Станки были нерабочие, сейчас я их реанимирую, вкладываю свои деньги, – рассказал суду Олег.
Магомедов же подумал, что станки, которые также принадлежат и ему, были украдены. Он приехал на предприятие Лаврушиных. Олег впустил его, чтобы тот убедился, что его станков у них нет. Хабиб убедился, что оборудование не его, после чего уехал со словами: «Разберемся».
Вот и получилось, что 11 февраля всё выглядело так, будто Магомедов не случайно присоединился к Потапову, да ещё и вызвал на помощь из Москвы своего земляка, чемпиона по боксу Али-Султана Надирбегова.

Исходя из показаний Олега Лаврушина, напрашивается вывод, что никакого вымогательства не было. Адвокаты также спросили потерпевшего, почему тот после звонка Эдуарда сразу не вызвал полицию. На что Олег неуверенно ответил, что не задумывался об этом, а спешил помочь брату и сотрудникам.
В разговоре с корреспондентом 1ul.ru обвинитель Игорь Рябов пояснил, что Лаврушин просто напуган, поэтому не смог сегодня рассказать всё подробно.
– На допросах Олег и Эдуард рассказывали подробно о том дне. Думаю, Лаврушины боятся говорить детали на суде. Но на следующих судебных заседаниях это в любом случае будем рассматривать. В протоколах дела всё есть, – поделился прокурор.
Во время потасовки Олег Лаврушин был тяжело ранен. На суде он рассказал, что оборонялся травматом от нападок Щетинина, выстрелив в него, но не причинил вреда. Евгений до гибели успел попасть по телу Олега молотком. После потерпевший увидел, что в него стреляет Костин. В результате этого у Лаврушина были прострелены правое легкое и подмышечная артерия, а также сломаны нога и левое предплечье. Олег пролежал в больнице почти полтора месяца, неделю их которых провёл в реанимации.

Всё из-за старой обиды?
Судья и адвокаты уточнили, откуда вообще Лаврушины взяли эту историю об образовании ОПГ и о том, что Потапов в ней лидер. Эдуард утверждал, что знает об этом со слов брата и из СМИ. Олег же внятно так и не смог объяснить, как, откуда, почему. Хотя заявил, что знает об иерархии банды и месте сборов членов группировки – якобы это «Южный рынок», где Потапов занимает должность замдиректора.
Кроме того, со слов Олега, Костин тоже состоит в группировке так называемых «Мишаринских». Об этом Лаврушин узнал на областных соревнованиях по самбо и дзюдо, где не раз пересекался с Потаповым и Костиным.
Братья Лаврушины уверены, что Потапов все эти годы был сильно обижен на Олега, ведь тот был с ним в общем деле, а значит и в ОПГ, но якобы захотел «выйти» и начать своё. Поэтому за самостоятельность Потапов все эти годы требовал «дань».
В ходе слушания возникали спорные моменты. Задавая вопросы потерпевшим, обвиняемые не всегда могли сдержать эмоций, даже срывались на крики. Обвиняемые не признают своей вины, их версию только предстоит узнать.
Завтра, 11 ноября, в зале №327 Ленинского райсуда состоится очередное заседание, на котором Олег Лаврушин продолжит давать показания по обстоятельствам дела.
