На днях в ежедневной американской деловой газете The wall street journal вышел материал про ульяновских IT-шников под заголовком «Российские предприниматели замахнулись ближе к дому».
Чем же так заинтересовали наши земляки зарубежные СМИ? Читайте в переводе статьи на нашем сайте.
Ульяновск, Россия. Все большее число российских предпринимателей сторонятся Силиконовой долины. И зачастую отдаленные города России, в том числе эдакие центры советской эпохи, становятся центрами научных исследований.
Руслан Фазлыев запустил свой первый стартап, чтобы произвести впечатление на свою будущую жену. Он был почти разорен и жил в Ульяновске - городе более чем в 500 милях к востоку от Москвы, известном как родина Владимира Ильича Ленина и производством автомобилей. Более чем десятилетие спустя у Фазлыева есть второй офис в Сан-Диего и клиенты в 150 странах.
- Сегодня Ульяновск - это маленький городок с множеством талантов в сфере информационных технологий, - рассказал г-н Фазлыев.
Ecwid - не единственный стартап за пределами Российской столицы. Несколько тысяч технологических стартапов появились в России в последние годы и, по оценкам экспертов, несколько сотен из них - успешны.
В России экономический кризис, который начался в конце 2014 года, стал неожиданной находкой для некоторых, говорят эксперты. Экономика страны попала под быстрое ослабление российского рубля, сказалось и резкое падение цен на нефть, а также западные санкции в отношении крупнейших российских компаний. Цена импорта растет как на дрожжах.
Региональные стартапы теперь могут воспользоваться преимуществами более низких затрат на оплату труда и произвести толчок для российской продукции.
Многие региональные стартапы обратили внимание на уникальный российский ресурс: центры научного исследования, в том числе Сибири, в Академгородке. Эти некогда престижные города - часть военно-технологического состязания с США - были домом для тысяч физиков, химиков, биологов и математиков и пользовались сильной государственной поддержкой.
Потом для субсидируемой государством системы наступили тяжелые времена в связи с распадом Советского Союза в 1991 году. Но сегодня такие города, как Новосибирск, Томск, Казань, Екатеринбург и Нижний Новгород имеют репутацию региональных ИТ-узлов.
32-летний руководитель российского офиса Ecwid Евгения Казначеева:
- Такие города как Ульяновск - доступны по ценам для проживания и для семейного отдыха. Ecwid, например, базируется в трехэтажном доме, принадлежащем компании и расположенном недалеко от центра города. Персонал относиться к нему как к дому с кухней, тренажерным залом и просторными офисами, которые открыты 24/7. Плюс задний двор для барбекю и мозговых штурмов.
Пока Кремниевая долина переманивает в другие места российские таланты, многие российские IT-предприниматели говорят, что они предпочитают держаться ближе к дому. Александр Щербина, владелец ITECH, не планирует перемещений компании:
- Я не думаю, что должен положить всю мою жизнь на алтарь стартапа, - сказал г-н Щербина, когда его спросили, рассмотривает ли он возможность переезда в силиконовую долину. - Я не хочу переезжать в Москву, - добавил он.
В прошлом году г-н Щербина запустил Wizl, мобильное приложение, с идеей подарков, основанных на возрасте, поле и других признаков получателей. По работе Щербина постоянно летает в Москву и обратно. Но при этом 34-летний г-н Щербина говорит, что его семья и друзья - в Ульяновске, и они важны для него.
Концепция сообщества ITECH выходит за рамки офисного пространства. Недавно г-н Щербина помог организовать ежегодную тусовку для ИТ-специалистов и любителей в горнолыжных развлечений в Ульяновске, на берегу Волги. Около 350 человек приняли участие в ИТ-конференции, кроме того, катались на лыжных и общались в непосредственной обстановке. Зимний Ulcamp - это продолжение летнего мероприятия, которое проходит в Ульяновске с 2011 года и собирает ежегодно около 800 ИТ-специалистов.
У российских региональных стартапов сегодня есть три варианта: остаться местным, выйти на мировой уровень или уехать в Москву.
- Для регионального стартап-движения пройти путь от регионального узла до международного - это большой подвиг, - считает Александр Туркот, основатель венчурного фонда Максфилд, который инвестировал около $3 млн. в региональные стартапы. Большинство из них - в Москве.
Отсутствие международной экспозиции - это нежелание некоторых российских предпринимателей добровольно ехать в Москву.
- Люди в регионах более тщательнее и медленнее, чем москвичи», - говорит Дмитрий Калаев, который возглавляет программу-ускоритель для Московского Фонда развития Интернет-инициатив, который инвестировал около 500 млн рублей, или $6,8 млн, в 197 российских стартапов, запущен в 2013 году.
Г-н Калаев считает, что региональные стартапы могут иметь отличные технические навыки, но им не хватает подкованных маркетологов.
- По-прежнему только 5% всех российских стартапов ориентированны на глобальный рынок, - сказал г-н Калаев. – Многие не являются специалистами в английском языке. И это представляет собой проблему для демонстрации продукции за рубежом.
В 2009 году (тогда президентом РФ был Дмитрий Медведев) Россия попыталась создать свою собственную силиконовую долину с инновационным центром в Сколково под Москвой. Несмотря на официальную поддержку, проект смог набрать обороты в ходе визита президента Владимира Путина, в последующие сроки его полномочий.
Василий Белов, который работает со стартапами в Сколково:
- Начинание имело успех. Формально мы выполнили почти все наши задумки за прошлый год, - сказал он.
- «Сколково» вложил 4,8 млрд рублей ($64 млн) в IT-стартапы за последние четыре года, 15% из которых - из регионов, - сказал Игорь Богачев, исполнительный директор ИТ-кластера Сколково.
Александр Галицкий, управляющий партнер-компании ранней стадии венчурного капитала фирмы "Алмаз капитал", сказал:
- Большим препятствием для российских предпринимателей является не расположенность к риску российского менталитета, нежелание принимать риск и неудачи как издержки ведения бизнеса. В России неудача - когда человек теряет деньги или бизнес - это огромная ошибка, - сказал он.