Лента новостей 

У губернатора проблемы с политикой?

20 января 2016, 06:01
1 2219
У губернатора проблемы с политикой?

Такой вывод можно сделать, ознакомившись с результатами опубликованного рейтинга. Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лаборатория региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) обнародовали третий рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации.

Ульяновская область по сравнению с прошлым годом сделала небольшой шаг вперед – с разделенного 49-50 места поднялась на 47. Авторы исследования считают подобные изменения незначительными и отмечают, что регион устойчиво держится среди середняков.

Рейтинг замеряет три большие сферы: политико-управленческого, социального и финансово-экономического блока. Судя по результатам, самый эффективный наш блок – социальный, представители которого занимают весьма почетное 35 место по России. Вторые показатели у экономистов (46 место). Слабее коллег выглядят сотрудники политико-управленческого блока, расположившиеся на 64 строчке. Примечательно, что те же самые позиции блоки занимали и в прошлом году. А это значит, что две преодоленные ступеньки в общем зачете это результат не нашего роста, а ухудшения динамики у регионов – соседей по таблице. Что, собственно, полностью согласуется с экспертными оценками.

Более детальный анализ данных позволяет определить слабые и сильные места команды, руководящей областью. Так, в социальном блоке наибольшие успехи демонстрирует сфера образования (18 место), чуть менее успешно, но достойно дела обстоят в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (разделенные 28-35 места). Не радует ЖКХ и транспорт (49-50 места), а также здравоохранение (56 место). «Препарированные» результаты финансово-экономического блока в порядке убывания таковы: экономическое управление – 29 позиция, инвестиционный климат - 33-34, бюджетная политика, увы – 65.  Ну а градация достижений наших политиков и управленцев выглядит так: эффективность бюрократии – 46 место, эффективность отношений с центром - 55-56 места, эффективность консолидации элиты - 57-62 места, общественная поддержка – 72-73 (!!!).

Но сравнение со всей Россией – это одно, а вот с соседями по ПФО – совсем другое. Мы взяли на себя смелость вычленить из большого списка 14 регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, и расположить их в получившемся порядке.

ОБЩИЙ ИТОГ

Субъект РФ (ПФО)

 

ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕН-ЧЕСКИЙ БЛОК

СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

Эффективность бюрократии

(математический

анализ)

Ранг

Балл

 

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

1

0,754

Республика Татарстан (Татарстан)

0,843

1

0,753

1

0,667

1

1

2

0,645

Республика Башкортостан

0,649

2

0,643

7

0,642

2

0,88

3

0,622

Нижегородская область

0,641

6

0,666

6

0,558

4

0,824

4

0,617

Саратовская область

0,648

3

0,673

3

0,531

5

0,818

5

0,612

Самарская область

0,617

8

0,657

5

0,561

3

0,811

6

0,598

Республика Мордовия

0,643

5

0,729

2

0,422

14

0,793

7

0,581

Оренбургская область

0,646

4

0,621

11

0,475

10-11

0,77

8

0,579

Пензенская область

0,629

7

0,632

10

0,475

10-11

0,767

9

0,578

Чувашская Республика – Чувашия

0,556

10

0,668

4

0,511

9

0,802

10

0,568

Ульяновская область

0,55

11

0,642

8

0,514

8

0,753

11

0,558

Кировская область

0,541

12

0,603

13

0,53

6

0,744

12

0,555

Удмуртская Республика

0,569

9

0,641

9

0,456

13

0,749

13

0,531

Пермский край

0,449

14

0,617

12

0,528

7

0,704

14

0,521

Республика Марий Эл

0,515

13

0,575

13

0,474

12

0,735

 

При таком раскладе картина становится менее оптимистичной: тут Ульяновская область уже не в середине, а пятая с конца – 10 место. А вот по сравнительным результатам отраслей схема повторяется: политико-управленческий блок позади (11 место), другие два заметно впереди (8 место и у тех, и у других ). В чем же дело?

ИТОГ ПО ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ БЛОКУ РЕГИОНОВ ПФО

Субъект

 

Общественная поддержка

Эффективность консолидации элиты

Эффективность отношений с центром

Эффективность бюрократии

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Республика Татарстан (Татарстан)

0,843

1

0,847

1

0,871

1

0,872

1

0,782

1

Республика Башкортостан

0,649

2

0,693

4

0,624

8

0,675

2

0,606

4

Саратовская область

0,648

3

0,638

6

0,717

4

0,632

4

0,605

5

Оренбургская область

0,646

4

0,656

26

0,727

3

0,582

7

0,620

3

Республика Мордовия

0,643

5

0,620

7

0,767

2

0,611

6

0,575

8

Нижегородская область

0,641

6

0,700

3

0,633

6-7

0,645

3

0,586

7

Пензенская область

0,629

7

0,764

2

0,667

5

0,487

12

0,600

6

Самарская область

0,617

8

0,648

5

0,569

11

0,628

5

0,624

2

Удмуртская Республика

0,569

9

0,601

9

0,631

6-7

0,480

10

0,562

10

Чувашская Республика – Чувашия

0,556

10

0,611

8

0,545

12

0,497

11

0,572

9

Ульяновская область

0,55

11

0,549

12

0,600

9-10

0,508

8

0,543

11

Кировская область

0,541

12

0,566

10

0,600

9-10

0,479

13

0,518

12

Республика Марий Эл

0,515

13

0,524

13

0,538

13

0,500

9

0,499

13

Пермский край

0,449

14

0,453

14

0,443

82

0,467

14

0,433

14

 

Как следует из этих данных, наибольшая проблема политико-управленческого блока Ульяновской власти – обеспечение народной поддержки – тут мы откровенно в конце, на 12-ом месте. Чуть лучше, но ненамного, обстоит дело с консолидацией элит – тут мы занимаем 9-10 места. В вот отношения с федеральным центром на этом фоне можно посчитать успехом – 8 место в Приволжье. Но бюрократия снова роняет все вниз – 11 место по эффективности. В преддверии выборов и властям, и оппозиции следует особое внимание уделить именно этому раскладу. Первым, чтоб не ударить в грязь лицом, а вторым – чтобы завоевать дополнительные голоса избирателей.

У губернатора проблемы с политикой?

Вице-спикер Законодательного собрания области Игорь Тихонов оценивает общий результат региона как положительный, и особенно рад продемонстрированному росту:

- В условиях дефицита ресурсов повышение качества управления – один из немногих способов повлиять на ситуацию. И то, что мы в очень сложном 2015-ом не только не упали, но смогли даже немного вырасти – это очень хорошо.

Высокие результаты социального блока Игорь Викторович считает закономерными, так как на проведение эффективной социальной политики правительство выделяет максимальные ресурсы и привлекает лучших людей. А вот со столь низкой оценкой внутриполитического блока он не согласен:

- Тут нужно смотреть, как считали, что считали, какие эксперты были привлечены. Скорее всего, закрался некий субъективизм. Взаимодействие с гражданским обществом всегда было нашей сильной стороной, и тут достигнуты серьезные успехи.  Но, в любом случае, эту работу нужно усиливать – охватывать тех, кто не охвачен, устанавливать связи с теми общественными организациями и неформальными движениями, которые по каким-либо причинам выскользнули из поля зрения. Также на понижение, скорее всего, сработал фактор смены руководства внутриполитического блока. (Напомним, Михаила Сычева сменила Ольга Никитенко). Надеюсь, что новые руководители с этим справятся и улучшат свои показатели.

У губернатора проблемы с политикой?

У одного из авторов рейтинга, политолога Дмитрия Орлова иная точка зрения. Отвечая на наш вопрос о низкой поддержке власти со стороны общества, он пояснил:

- На мой взгляд, коммуникация властей Ульяновской области с населением - по преимуществу односторонняя: губернатор транслирует те или иные идеи и послания, однако поддержку его инициатив гражданами мы наблюдаем не слишком часто. В ходе социологических исследований жители региона называют немало проблем, которые не может решить областная власть.

 

Аналогичный взгляд и у заведующей кафедрой социологии и политологии УлГУ Нины Дергуновой. Она полагает, что мнение об успехах облправительства во взаимоотношениях с обществом сильно преувеличены:

У губернатора проблемы с политикой?

- Активность большая, это бесспорно. Но, во-первых, эта активность по большей части имеет одну цель – жестко контролировать гражданское общество. Излишний контроль и иногда имеющее место быть давление ради достижения нужного власти результата дают обратный эффект. Во-вторых, люди видят обилие структур, таких как Общественная палата, Палата справедливости, различные советы, и все они вроде бы призваны защищать интересы граждан и быть независимыми. И все прекрасно понимают, что о независимости речь не идет, что во главе чаще всего бывшие или даже действующие чиновники, или же люди, очень близкие к власти. Естественно, уровень доверия падает. И, в-третьих, большая часть активности осуществляется, что называется, для галочки. Прошло мероприятие, сдаются отчеты, но реальная обратная связь отсутствует.  Люди это чувствуют, и начинают соответствующе относиться.

Наша справка: Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации – уникальное исследование, которое на протяжении трех последних лет проводится Агентством политических и экономических коммуникаций и Лабораторией региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики». Один из руководителей проекта – известный консультант в сфере государственного PR, ТЭК, нефтяного и газового транзита, телекоммуникаций, политолог, политтехнолог и публицист Дмитрий Орлов, член Высшего совета партии «Единая Россия». В 2012 году являлся доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2012 года.