«Императорский», «Симбирский», «Ульяновский», мост «Свободы», названий у знаменитого сооружения множество. Ему в этом году 100 лет, но действительно ли это так? Оказывается, мост не такой уж и «старый». Какие интересные факты хранит в себе знаменитая ульяновская переправа? И что таится под мутными водами Волги? Разбирался корреспондент 1ul.ru.
Самое первое название моста - «Императорский Его величества Николая II». 5 октября 1916 года состоялось торжественное открытие сооружения, соединившего Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги. В этом году знаменитое сооружение отмечает свой юбилей.
Первоначально мост являлся железнодорожным. Он дал большое развитие симбирской земле. Благодаря ему открылась еще одна транспортная магистраль в направлении Урала и Сибири, радикально улучшилась ситуация с перемещением людей и грузов с разных берегов Волги. Это было огромным плюсом как для горожан, так и для населения прилегающих губерний – особенно затруднительно было переправляться через реку весной.
В то время мост стал самым крупным и уникальным сооружением во всей Европе. Его длина составляет 2089 м. При сборке пролетов было использовано более миллиона заклепок.
Проект моста разработал Н.А. Белелюбский – инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения, строительной механики.
В строительстве приняли участие около четырех тысяч лучших специалистов и рабочих. Во время воздвижения моста не пострадал ни один человек, в то время это считалось большим достижением. Кроме того, за работу на этом объекте выплачивалась солидная по тем годам сумма – более 1 000 рублей каждому строителю.
Мост возвели меньше, чем за три года, в условиях участия России в Первой мировой войне! И это несмотря на все проблемы: пожар в 1914 году, который нанес ущерб в 2 млн рублей, и знаменитый Симбирский оползень (1915). Открытие состоялось уже в 1916 году, через два с половиной года после начала строительства.
Во время Гражданской войны мост пострадал по приказу полковника Каппеля. В 1918 году один из пролетов моста был взорван отступающими частями белогвардейцев.
Позже возникла потребность в автомобильном сообщении между правым и левым берегом Волги. Поэтому в 1952 году (еще при Сталине) началась работа по расширению и усилению опор. В 1958 году мост был введен в эксплуатацию, и по сегодняшний день он принимает тысячи машин и сотни поездов.
Мост не раз реконструировался. Укреплялись опоры, переходы. В 50-е годы это делалось из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС, а в 2003-2010 году из-за, так называемой, усталости металла. В это время велся капитальный ремонт.
В его рамках поменяли все пролеты, тела опор и устоев. Были восстановлены поврежденные бетонные конструкции и железобетонные рубашки усиления. То есть, от царского моста осталось, по сути, только название. И то, «Императорским», как выяснилось, мост зовется неофициально. Ни в одном реестре это слово не зарегистрировано.
В 1983 году в мост врезался пассажирский теплоход «Александр Суворов», штурман ошибся пролетом и не рассчитал высоту от глади воды до моста. Погибли около 200 человек, по этому поводу со стороны правого берега у моста установлен памятный крест.
Сейчас также регулярно проводят осмотры, укрепляют опоры, следят за состоянием дорожного полотна и внешним видом. Установлено новое светодиодное освещение, которое более устойчиво к вибрациям. «Императорский» мост остается одной из главных достопримечательностей города. Этому юбиляру, действительно, никак не дашь 100 лет.
В честь такой даты в Ульяновске работает выставка, посвященная юбилею знаменитого ульяновского моста. В музее детского сада №115 (ОАО «РЖД»), что в Железнодорожном районе, деткам и родителям подробно рассказывают об истории сооружения. Посетители детсада могут увидеть редкие фотографии, иллюстрирующие основные вехи жизни моста.
Фото: ucrazy.ru