Стихийных свалок в Ульяновске стало заметно меньше — и горожане окультурились, и муниципальные службы работают более ответственно. Однако есть еще среди нас те, кому не указ ни закон, ни правила приличия. Проект «Экодозор73» обнаружил на Заволжской промзоне большой массив промышленных отходов. 73online.ru попытался разобраться в ситуации.
На площади в несколько гектаров находятся горы пластиковой крошки, «украшенные» разномастным строительным мусором — от старых оконных рам до арматуры. Что находится в больших белых мешках, раскиданных по территории, неизвестно — но вряд ли что-то полезное.





Экоактивисты утверждают, что найденные отходы даже на первый взгляд относятся к третьему и четвертому классу опасности — то есть могут представлять значительную угрозу для окружающей среды. При этом значительная их часть находится не на поверхности, а в коммуникационных тоннелях, оставшихся от ранее стоявших здесь зданий. Загрязненный участок земли находится в государственной собственности, однако установить личности нарушителей, судя по всему, не составляет особого труда. Так считает ульяновский адвокат Андрей Пысенков, который первым забил тревогу относительно происходящего — экодозорные отреагировали именно на его посты в социальных сетях.
Токсичное «хранилище» находится на участке, предоставленном в аренду трем бизнесменам Всеволоду Котовскому, Илдусу Лотфуллину, Анастасии Матуриной. Еще два предпринимателя, Юрий Эпикуров и Мария Загрекова, в ближайшее время должны будут присоединится к данному договору аренды земельного участка. На сегодняшний момент собственник земельного участка в лице МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области выставил требование пятерым вышеупомянутым предпринимателям в недельный срок очистить участок от находящихся там отходов. Четверо из них утверждают, что виновником возникновения данной свалки является Всеволод Котовский, так как именно он на протяжении многих лет завозил на участок различные отходы.




Широкой общественности фамилия Котовского стала известна в мае 2023 года в результате скандала: тогда он перегораживал дорогу на данном участке, ведущую к предприятиям Лотфуллина и Матуриной, пытаясь организовать платный проезд в свой доход. Ссылаясь при этом на то, что земля принадлежит ему. Причем оплату он готов был принимать только на год вперед, а лучше на два. Движение было перекрыто земляными валами и массивными обломками железобетонных конструкций.
В результате возникла огромная очередь из грузовиков, приехавших за товаром на мебельные производства. Фуры, которые пытались объехать неофициальный КПП, неизвестные молодчики якобы закидывали камнями(!).
Дорожный «террор» при всей его вопиющей абсурдности продолжался несколько дней. Сотрудники расположенных за «засечной чертой» мебельных компаний были вынуждены опубликовать в соцсетях открытое видеообращение к властям с требованием остановить Котовского. Комментаторы в соцсетях оценили происходящее как попытку легализовать рэкет и сетовали на возвращение 90-х. Угомонить лихого бизнесмена удалось тогдашней начальнице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска Татьяне Горюновой, которая организовала рабочую встречу с детальным разбором «полетов». Официально о ее итогах не сообщалось, но результат был очевиден — бетонно-земляные кордоны убрали, мебельщики вернулись к нормальной жизни, а с Лотфуллиным и Матуриной были подписаны дополнительные соглашения к договору аренды этого участка, который по праву принадлежит еще и им, а не одному Котовскому.
По словам Андрея Пысенкова, юридического представителя Юрия Эпикурова (совладельца бетонной площадки, на которой тоже организована свалка), Всеволод Котовский единственный, кто захламляет данную территорию — то есть является главным «подозреваемым» в организации крупной свалки. Отношения между Котовским и остальными собственниками объектов, находящимися на данной территории, мягко говоря, натянутые — предприниматели уже несколько лет судятся друг с другом. Пысенков рассказывает, что Котовский, пользуясь тем, что доли совместного участка никак не разграничены, провернул хитроумную схему и возвел несколько незаконных (по мнению доверителя юриста) строений — самое крупное из них имеет площадь 1700 кв. м.
— Сначала Котовский совершенно непонятным для нас образом добился признания площадки, которой он владеет вместе с моим доверителем, не объектом недвижимости, а элементом замощения территории, — говорит Пысенков, — Хотя совершенно очевидно, что это не так, площадка — это то, что осталось от одного из зданий «Станкостроительного завода». Позднее суд отменил это решение, но Котовский за это время успел взять в аренду землю под площадкой без какого-либо согласования с сособственником, и развернул там строительство. Суд также распорядился снести построенное, но произошла еще одна странность — что-то случилось с исполнительным листом, и судебное решение осталось неисполненным. Воспользовавшись заминкой, наш визави получает разрешение на строительство — кстати, опять без привлечения всех сторон, хотя это обязательно по закону. И после этого ставит «новостройки», которые должны быть снесены, на кадастровый учет. Естественно, мы считаем это грубым нарушением закона и наших прав — поэтому судимся.
Эпикурову и Пысенкову удалось «выбить» решение, с которого все началось — о признании площадки просто элементом замощения. Параллельно с этим на ситуацию с циничным неисполнением решения суда обратили внимание надзорные органы. Видавшие всякое правоохранители, были просто огорошены заявлением ответчика: оказывается, решение суда давно исполнено — построенное ранее он снес, еще в 2019 году, и на освободившемся месте снесенного отгрохал новые здания. И они точь-в-точь такие же, как старые. Юристы Котовского заявили, что сносом занималась компания «Буона Фортуна» под руководством Ольги Шаниной. Последняя предоставила в суд договор, якобы ранее заключенный между ней и Котовским. И к нему есть большие вопросы. Во-первых, «Буона Фортуна» ни до, ни после не занималась демонтажем зданий, этого в видах ее деятельности и близко нет — по сути фирма являлась обычным мебельным цехом, не имеющая в штате ни строителей, ни строительной техники. Согласно действующего законодательства, «работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства» (статья 55.31. п.4 Гражданского кодекса РФ). Ни в какое СРО компания Шаниной, естественно, не входила. Кстати, фирма была ликвидирована в 2021 году по инициативе налоговых органов. По ходатайству Пысенкова и его доверителя назначены соответствующие экспертизы. Исследоваться будут и договор на предмет времени его составления, и сами строения — чтобы выяснить, были ли они снесены и вновь построены.
Связаться с Всеволодом Котовским не удалось, но получилось пообщаться с его юристом Станиславом Лавриновым. Он категорически отверг причастность своего клиента к появлению стихийной свалки:
— Свалка находится не на участке Котовского, а на соседней территории. Она появилась там до того, как Котовский стал собственником участка и начал там вести какую-то деятельность — то есть больше 10 лет назад. Кто и что там сваливает — непонятно. Можно сказать, что там проходной двор.
По поводу конфликта с мебельщиками и перекрытой дорогой Лавринов объясняется так: собственники участков, к которым вела злосчастная дорога, своевременно не заключили договоры аренды с Росимуществом и по сути дела переложили арендные платежи на Котовского. После возникновения скандала на той самой встрече в городской администрации им было указано на необходимость оформить аренду. На этом конфликт был исчерпан: все бумаги оформлены, каждый платит в соответствии с ними.
— Котовский не перекрывал дорогу, он проводил там дорожные работы. Эти товарищи посчитали, что дорога перекрыта, начали жаловаться, подняли шум. И хорошо, что подняли: состоялся разговор по существу, в результате которого они выполнили то, что должны. Они должны были несколько лет платить государству за этот участок, но сознательно уклонялись от этого.
По поводу сноса незаконных строений и возведения новых законных юрист подтверждает: все так и есть — сначала снесли, потом построили заново. В том, что эти объекты очень уж похожи на старые, ничего удивительного нет — это типовые ангары.
— В суде мы пояснили, что здания были не снесены, а демонтированы — то есть разобраны. И при строительстве новых зданий были использованы материалы от разобранных. Поэтому вполне может сложиться впечатление, что это одно и то же. Но это не так.
Чтобы прояснить ситуацию, мы направили вопросы в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области: «Имелись ли на участке твердые коммунальные отходы (ТКО), строительный мусор до передачи его в аренду Всеволоду Котовскому?», «Какие действия предпринимаются со стороны ведомства для возмещения ущерба, нанесенному участку?», «Предпринимаются ли действия по установлению и розыску виновных лиц? Направлены ли ведомством заявления и запросы в правоохранительные органы по данному факту?». Но ответа, к сожалению, так и не получили.
На пояснения противной стороны относительно демонтажа Андрей Пысенков парирует: уже есть заключение эксперта, который осматривал здания до якобы имевшего место быть демонтажа и после него. Вывод специалиста однозначен: это одни и те же постройки с идентифицирующими признаками, совпадающими до деталей. Помимо этого, кроме договора с Шаниной Котовский не предоставил в суд ни единого документа, подтверждающего новое строительство. Кто и когда его строил, и строил ли вообще — неизвестно.
Юрист недоумевает от пассивной позиции Росимущества — ведомство обязано приложить усилия и для ликвидации свалки, и для нахождения виновных, и для исполнения решений суда.

— Мы этого не видим, что наводит на нехорошие мысли, — говорит Пысенков, — ведь при заключении договора аренды в 2019 году Всеволод Котовский подписывал акт приема-передачи этого земельного участка, но претензий, относительно состояния участка, на тот момент, у него не было. Полагаю, что правоохранительным органам необходимо внимательно присмотреться к возникшей ситуации. Свалка наносит прямой ущерб нам и нашему городу. Сегодня нас заставляют убирать за Котовским, а завтра заставят заплатить за причиненный ущерб Котовским природе, так как мы являемся соорендаторами данного участка. Информация о том, что там якобы проходной двор, и кто угодно может свозить туда мусор, не соответствует действительности. В свое время я и мой доверитель пытались пройти на свой объект, но люди Котовского нас не пустили. Есть даже решение суда о признании их действий незаконными. Определить, когда возникла эта свалка, в какое время ее площадь увеличивалась, тоже несложно — достаточно сравнить аэрофотосъемку от разных дат. Но для этого, повторюсь, нужна более активная позиция государственных органов. Мы настаиваем: настоящие виновные должны быть найдены и наказаны.
Фото и видео предоставлены 1ul.ru