Лента новостей 

Переезд художественного музея в гостиницу «Венец» – все «за» и «против»

5 февраля 2016, 04:06
1500
Переезд художественного музея в гостиницу «Венец» – все «за» и «против»

Как пишет газета «Ульяновск сегодня», в январе разгорелся спор вокруг Ульяновского областного художественного музея. Фонды находятся в стеснённых условиях, и в качестве решения проблемы было предложено перевести часть хранимых коллекций в пустующие помещения в гостинице «Венец».

Наверное, слишком скудная, без подробных комментариев информация о желании областных властей приобрести для него помещения бывшего магазина «Сквозняк» в гостинице «Венец» (около 3,5 тыс. кв. м!) с последующим, после ремонта переселением сюда музея вызвала возмущение среди общественности города, некоторых СМИ и, естественно, самих музейщиков. 

Как выяснилось на втором заседании рабочей группы общественного Совета по культуре Ульяновской области, состоявшемся 28 января, ситуация вокруг художественного музея действительно весьма непроста.

Ни для кого не секрет, что художественный музей, как и его коллега - краеведческий, находятся в весьма стесненных условиях. Площади Дома-памятника И.А. Гончарову - творения архитектора эпохи модерн Августа Шодэ, где располагаются оба учреждения культуры, слишком тесны и дают возможность показывать лишь малую толику богатейших коллекций и предметов. Тот же художественный представляет публике всего 8-9% из 12 с лишним тысяч экспонатов.

А что касается хранения фондов, то тут вообще хоть «караул» кричи. Ежегодно проверяющие находят здесь массу нарушений. Только за последние пять лет художественный музей получил четыре предписания от Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу. И сейчас, по словам главного хранителя этого музея Галины Деминой, назревает пятое.

В отличие от своего соседа по зданию, «краеведам» удалось частично решить проблему хранения экспонатов благодаря тому, что в 2012 году был открыт Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова, являющийся филиалом краеведческого музея.

Совещание рабочей группы проходило довольно бурно – из-за сложившегося первоначально недопонимания сторон. Прежде всего, сотрудники художественного музея объяснили, почему сначала вариант с гостиницей представлялся им неприемлемым: «Директором Сергеем Ждановым нам был поставлен вопрос так: либо мы совсем переезжаем в «Венец», либо остаемся на прежнем месте».

Не меньший взрыв эмоций у музейщиков вызвало то, что в рабочую группу по обсуждению приобретения площадей в «Венце» не были включены сотрудники, отдавшие музею многие годы жизни и являющиеся профессионалами высокого класса в музейном деле. Они оказались в стороне и тогда, когда члены рабочей группы осматривали помещения в гостинице.

Поняв, что выселять их из Дома-памятника И.А. Гончарову никто не собирается, представители художественного музея особо подчеркивали в своих выступлениях мысль, что ни в коем случае не отказываются от предложенных площадей в «Венце». Однако при этом они часто произносили слово «но». 

- Да, в гостинице можно устраивать выставки современных художников, разместить детский центр, кафе, что-то еще, - высказала мнение заместитель директора художественного музея по научной работе Луиза Баюра. - Но произведения древнерусского искусства, XVIII, XIX веков экспонироваться там не могут. Даже в случае получения площадей в «Венце» мы проблему здания для нашего музея не решим. По опыту знаю, что в тех случаях, когда музей волею судеб располагается в общественных помещениях, вся перспектива выстраивается в то, чтобы переехать в отдельное здание. В Барнауле, например, художественный музей сначала занимал первый этаж жилого дома, потом часть школы, а теперь ему отделывают большое отдельно стоящее здание в центре города. Нередко в других городах художественным музеям отдают дворцовые здания, памятники архитектуры - именно то, что им необходимо. Многие знают, что наш музей называют «Маленьким Эрмитажем», поскольку там существует синтез старой живописи и неоклассической архитектуры. Поэтому сколько бы мы ни занимали площадей, а мы готовы их занять, проблема отдельно стоящего здания - презентабельного архитектурного памятника - все равно не будет снята. Такие помещения, как в «Венце», чреваты множеством последствий, прежде всего, общекультурного плана. Для них мы никогда не получим значимых выставок из Третьяковки, Русского музея и других, с которыми постоянно сотрудничаем.

В Ульяновске, считают музейщики, есть много зданий, которые подошли бы либо художественному, либо краеведческому музеям.

Как рассказала Луиза Баюра, в течение десятков лет музейщики рассматривали разные варианты размещения. Это, в частности, административное здание УлГУ на улице Льва Толстого, здание Ульяновской сельхозакадемии, дом Сачкова. Особенно приглянулось музейщикам здание магазина «Детский мир», которым, кстати, владеет тот же предприниматель, что и помещениями в «Венце».

Вообще, как выяснилось, еще в 1939 году проблему расширения площадей поднимал первый директор художественного музея Староградский. Получается, скоро сто лет стукнет с тех пор, как поколения музейщиков бьются, безуспешно пытаясь решить эту проблему.

Если следовать «букве закона», то, как пояснила главный хранитель художественного музея Галина Демина, один из пунктов Инструкции по учету и хранению музейных ценностей гласит, что здание музея должно быть изолированным, каменным, с железобетонными перекрытиями, железной или черепичной крышей, центральным водяным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, отвечать всем требованием противопожарной безопасности.

Смогут ли предлагаемые помещения «Венца» соответствовать этому и другим положениям государственных законодательных актов? И хватит ли у областных властей средств, чтобы не только их отремонтировать, но и оснастить дорогостоящим оборудованием?

Участник заседания рабочей группы Шарпудин Хаутиев, директор Департамента культурного наследия Ульяновской области, призвал коллег не спешить делать скоропалительные выводы, а дождаться итогов госэкспертиз, которые еще только предстоит провести.

Хаутиев, между прочим, вспомнил о том, что в 2009 году поднимался вопрос строительства отдельного здания для краеведческого музея. «Жаль, - сказал он, что мы тогда эту тему не довели до конца. Это наше большое упущение». В случае реализации этого проекта решилась бы и проблема художественного музея.

Ведущая заседание Анна Корвалейру пообещала учесть замечания сотрудников художественного музея и сказала, что эта встреча по обсуждению проблемы далеко не последняя.

 

Фото: rating.t30p.ru