Лента новостей 

«Небесная» Курская битва

18 августа 2017, 20:30
1985
«Небесная» Курская битва

23 августа является Днем воинской славы России. Это День разгрома Советской армией немецко-фашистских войск в Курской битве.

Курская битва по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн. После завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Советской армии, которая продолжала освобождать страну от немецких захватчиков и до окончания войны проводила в основном наступательные операции. 

В ходе Курской битвы произошли самые крупные танковые сражение в истории. С обеих сторон сражалось более двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов.

Кузница кадров для воздушной флотилии

Огромный вклад в победу на этом важном стратегическом направлении внесли наши советские летчики, среди которых немало было и наших земляков-ульяновцев. Многие из них окончили нашу Ульяновскую летную школу ОСОАВИАХИМа.

«Летная школа прибыла в Ульяновск» - такой заголовок в августовском номере газеты «Пролетарский путь» за 1931 год могли прочитать жители города. В газетной статье так освещалось это важное событие: «17 августа прибыла в Ульяновск краевая авиационная школа гражданской авиации. Школа существует уже второй год и находилась до сих пор непосредственно в Самаре, но из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются налицо все условия для авиационной школы. Были и другие причины перевода: центральный совет Общества содействия обороне решил создать кузницу кадров для гражданской воздушной флотилии на родине Ильича».

19 ноября 1931 года состоялось торжественное открытие летной школы. Аэродром располагался на территории современного Засвияжского района города между Московским трактом и рекой Свиягой. Для школы были выделены лучшие здания по улице Гимова.

Штаб и учебная часть находились в доме, где сегодня расположено музыкальное училище, а общежитие курсантов - в доме, где сейчас находится городской Дворец бракосочетания. В этом же году был открыт 1-й Всесоюзный авиатехникум, который разместился в здании бывшего реального училища на набережной Свияги, а вскоре Ульяновская летная школа и авиатехникум были преобразованы в Объединенную школу пилотов и авиатехников.

Сегодня в здании, где располагалась эта школа, находится Ульяновский автомеханический техникум. Накануне войны школа получила наименование «Ульяновская военная авиационная школа пилотов». Она стала готовить летчиков-истребителей и летчиков-штурмовиков. Из ее стен вышло немало искусных педагогов-летчиков, мастеров пилотажа, прославивших Родину замечательными рекордами. Многие ее воспитанники, выполняя свой интернациональный долг, проявили чудеса храбрости и героизма в горячих воздушных боях в небе Испании, в боях с японскими самураями.

Воспитанники школы честно воевали на фронтах Великой Отечественной. Только за ее годы ВВС СССР получили 880 боевых летчиков. Многие из них погибли, защищая свою Родину. В стенах летной школы было воспитано не менее 58 будущих Героев Советского Союза. Сегодня наш рассказ о двух Героях, которые составили гордость и славу отечественной авиации.

«Небесная» Курская битва

Летал с самим Покрышкиным

Георгий Гордеевич Голубев - сибиряк, родился в Красноярском крае. В 1939 году был направлен в Херсонскую летную школу, где не оказалось вакантных мест, и он был перенаправлен в Ульяновскую школу пилотов ОСОАВИАХИМа.

В военных действиях Георгий Голубев начал участвовать с 17 сентября 1942 года. Воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. В составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта Георгий Голубев принимал участие в сражениях на Курском направлении. Здесь он впервые встретился с легендарным летчиком-асом Александром Ивановичем Покрышкиным.

Так случилось, что Покрышкин в одном из боев потерял своего ведомого. Зная не понаслышке о замечательном летчике Голубеве, Александр Иванович и предложил ему летать вместе. Всего Георгий Голубев за годы войны выполнил 320 боевых вылетов, в 105 воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника, «обеспечил сбитие» (был такой термин в ВВС) своим ведущим 35 вражеских машин. Непосредственно с Покрышкиным совершил более 100 успешных боевых вылетов, обеспечил «сбитие» Покрышкиным 25 самолетов противника.

9 мая 1945 года, около 20.40, в районе Праги Голубев сбил самолет Do-217, одержав последнюю воздушную победу Второй мировой войны на европейском театре военных действий. Он же был последним на боевом счету дивизии, сбившей за время войны 1147 вражеских машин. А может быть, это был и вообще последний сбитый самолет войны в Европе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчик продолжал служить в ВВС.

В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных боевых самолетах. Командовал авиаполком, дивизией. Умер в 2005 году.

Смертоносная «вертушка»

Нам, ульяновцам, знакомо и дорого имя нашего земляка - дважды Героя Советского Союза Ивана Семеновича Полбина, знаменитого летчика-аса, непревзойденного мастера пикирующего бомбового удара, автора знаменитой полбинской «вертушки». Этот маневр занял особое место в военной биографии Полбина как летчика, командира и подлинного новатора тактики бомбардировочной авиации.

Впервые этот метод Полбин применил именно в боях на Курском направлении. История «вертушки» вобрала в себя и неудачи, и победы, и долгие споры, и раздумья. Человек аналитического ума, большой военной выучки, Полбин понимал, что горизонтальный способ группового бомбардирования точечных целей малоэффективен. Можно сказать, вообще уже изжил себя. Сколько потрачено горючего, бомб. А люди? Сколько молодых погибло, напоровшись на смертельную очередь истребителя или на зенитный снаряд, так и не сбросив свой смертоносный груз на цель.

«А все оттого, что бьем растопыренными пальцами по стеклу и пытаемся разбить его, - говорил Иван Семенович, - в одну точку кулаком надо бить, тогда и удар будет чувствителен». Суть полбинского новшества незамысловата. Как правило, под прикрытием истребителей, бомбардировщики на месте выполнения задания образовывали круг над целью, поодиночке пикировали на нее, поражая бомбами и пулеметным огнем, а затем вновь занимали свое положение в общем строю. Пикирование в содружестве с «вертушкой» принесло славу 82-му полку в грозной битве на Курской дуге.

Первые же бомбовые удары по врагу с пикирования на Курской дуге были отмечены благодарностью командующего Степным фронтом генералом И.С. Коневым. Вскоре и другие полки в корпусе освоили этот маневр и стали уже всем составом так бомбить. Потом это стало основной тактикой бомбежки во всем корпусе. Новацию подхватили на других фронтах.

Благодаря своему методу Полбин обрел во время войны широкую славу на разных фронтах. О нем слышали и знали во время войны в разных местах, и не только среди летчиков. Если летчики узнавали, что кто-либо летал «с самим Полбиным», его сразу принимали как самого лучшего гостя. Полбин сам принимал непосредственное участие в вылетах, вместе со всеми пикировал. Причем он был первым, чтобы самому чувствовать ситуацию и, если что, остановить уставшего летчика. Ведь один может пять раз выдержать, а другой после трех на пикировании сознание потеряет.

С «вертушкой» летчики за один вылет стали пикировать по нескольку раз. Сначала даже не верилось, что можно такое выдержать. А потом, когда эта «вертушка» стала основным их приемом при бомбометании, за один вылет пять и больше пикирований совершали.

Сначала с пикирования бомбы бросали, а потом еще производили так называемую штурмовку, когда тоже с пикирования удар из передних бортовых пулеметов по зениткам, по другим огневым точкам наносили. Как тогда говорили, научились бомбить, заглядывая в орудийные стволы. Боевую работу на плацдарме авиаторы строили в тесном взаимодействии с наземными войсками фронта, сосредоточивая удары бомбардировочной и штурмовой авиации на направлениях главного удара советских частей и соединений, в точном соответствии с задачами, поставленными командующим 2-м Украинским фронтом.

Только 1-й бомбардировочный авиакорпус произвел 777 боевых самолетовылетов, выполняя, главным образом, задачи по уничтожению войск, боевой техники и огневых средств противника на поле боя и срыву железнодорожных перевозок врага. Летчики, штурманы, стрелки-радисты 1-го бомбардировочного авиакорпуса во главе с полковником И.С. Полбиным при выполнении боевых заданий проявляли не только высокое мастерство, но и мужество, бесстрашие, отвагу.

В той победе, которую одержали наши советские бойцы на Курской дуге, - немалая доля и И.С. Полбина. Всего 85 дней не дожил прославленный летчик до светлого Дня Победы! Он погиб в небе над польским городом Вроцлав, совершая свой 158-й боевой вылет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года он посмертно был удостоен звания Дважды Героя Советского Союза.