Лента новостей 

Начало учебного года: что делать, если адаптация затянулась?

2 сентября 2016, 05:32
1312
Начало учебного года: что делать, если адаптация затянулась?

1 сентября больше всего ждут и волнуются родители первоклассников. Их волнения вполне понятны.

В детском саду у ребенка были привычный режим, устоявшиеся отношения с воспитателями и ребятами, большую часть времени он проводил в играх с другими детьми и таких развивающих занятиях, как лепка, рисование, подвижные игры, пение, танцы и др.

В школе режим дня меняется, повышаются требования к ребенку, теперь ему необходимо нести ответственность за своевременное выполнение заданий. Еще больше волнуются родители детей, не посещающих детский сад: для ребенка, не привыкшего к соблюдению строгого режима и занятиям в группе, школьный распорядок еще более непривычен.

С какими трудностями сталкиваются новоиспеченные школьники и как родителям помочь пережить их наименее болезненно, нам рассказала медицинский психолог Надежда Бардина. Ребенок пойдет в школу, а значит, необходимо уделить время его плавному переходу на новый режим дня. Если ребенок в каникулы поздно ложился спать, то нужно каждый день укладывать его на 15 минут раньше. Общее время сна должно составлять 9-10 часов.

Работоспособность ребенка, который спит 7-8 часов в сутки, снижается примерно на 30%. Не забывайте регулярно выполнять утреннюю гимнастику вместе с ребенком и гулять ежедневно не меньше трех часов (с детьми младшего школьного возраста).

С началом учебы ребенок входит в детский коллектив, повышается вероятность заболеваний, передаваемых воздушно-капельным и контактным путем, поэтому нужно уделить внимание укреплению иммунитета - выбрать вместе с педиатром витаминно-минеральный комплекс и не забывать принимать витамины ежедневно. Рекомендуется пройти комплексное обследование в детском центре здоровья, получить консультацию офтальмолога, отоларинголога, невролога, хирурга-ортопеда, стоматолога, логопеда, сдать анализы крови, мочи, кала на яйца глистов и сделать плантограмму стоп.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники? Первая сложность, с которой сталкивается любой первоклассник, - это статическая нагрузка. Сидеть за партой в течение длительного времени для ребенка непривычно и сложно. Поэтому в свободное от школы время первоклассник должен как можно больше двигаться. Подвижные игры на свежем воздухе, прогулки в парках и на детских площадках, занятия танцами и спортом помогут вашему ребенку направить накопившийся избыток энергии в нужное русло.

Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок, - необходимость привыкать к новой обстановке, новым педагогам и детям. Облегчить этот процесс может подготовка к школе - проходить курс подготовки нужно в той школе, в которую пойдет учиться ваш ребенок. Разрешайте ему брать с собой любимую игрушку из дома, объясните, что играть с ней можно только во время перерывов. Игрушка поможет ребенку снизить стресс и чувствовать себя защищенным.

Что делать, если ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие? Будьте внимательны к жалобам детей, не игнорируйте их. Если ребенок жалуется на слабость, усталость, головные боли, это может быть следствием тяжелой адаптации. Снять стресс поможет дневной сон, прогулка в парке или во дворе, общение с друзьями, чтение книг и другие совместные занятия.

Следите, чтобы у ребенка был постоянный режим дня: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время, полноценный ночной сон, отведите время для совместных игр и прогулок.

Как быть родителям, если первоклассник отказывается идти в школу? Протест против нового ритма жизни может иметь разные формы: один ребенок проявляет активный протест, другой - пассивный. Есть дети, которые отличаются повышенной тревожностью и неуверенностью в собственных силах - это тоже своеобразная форма протеста.

Наиболее очевидно проявляется активный протест. Ребенок нарушает дисциплину на уроках и переменах, игнорирует замечания учителей, не вливается в детский коллектив. Такие дети часто отказываются идти в школу, перечат родителям.

Пассивный протест менее заметен родителям, его можно выявить только в разговоре с учителем. Если ребенок часто подавлен, заторможен, не проявляет интереса к урокам, формально относится к выполнению заданий, не общается с одноклассниками - все это признаки пассивного протеста.

Тревожность и неуверенность проявляются в пассивности первоклассника, скованности и плаксивости. Ребенок не вступает в контакт с другими детьми, болезненно реагирует на обращения учителя - теряется, краснеет, голос начинает дрожать.

Могут проявиться неврологические нарушения: тики, заикание. Все формы протеста имеют одну общую причину - неумение правильно выражать свои эмоции. Испытывать отрицательные эмоции в период школьной адаптации для ребенка - норма.

Родители должны учить первоклассника выражать свои чувства словами и обсуждать возникающие проблемы. Если школьник может объяснить, что именно его угнетает, родители подскажут пути решения проблем. Неуверенность в своих силах, сформировавшаяся в самом начале обучения, может стать причиной серьезных проблем в будущем: ребенок привыкает к мысли, что он «не дотягивает» до уровня одноклассников и прикладывает меньше усилий.

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми - это нормальный процесс формирования самооценки. Важно, чтобы самооценка ребенка была адекватной. Родителям нужно найти «плюсы» в своем ребенке и указать на них. Не нужно преувеличивать проблемы, с которыми сталкивается первоклассник. Напротив, формируйте в ребенке уверенность, что все они преодолимы. Восприятие своей собственной личности у ребенка должно быть позитивным.