Лента новостей 

Ульяновские спасатели помогают всем, у кого случили неприятности

30 июня 2016, 16:53
1524
Ульяновские спасатели помогают всем, у кого случили неприятности

Зачастую именно так проводят рабочий день мужественные ребята-спасатели из поисково-спасательной службы города Ульяновска.

… Старший смены Юрий Тихонов, спасатель 1-го класса, поначалу немногословен. Однако, чем больше вникаешь в специфику его работы, тем больше хочется расспрашивать (а ему – приходится отвечать). Хотя, и мороз по коже пробирает, когда воочию представляешь будни этих людей. 

- Юрий Владимирович, немного о себе расскажите: как попадают на такую вот не совсем обычную работу?

- После армии, где я служил в системе МЧС,  пришел сюда и вот уже 16 лет работаю, в 2001 году меня пригласили…

- И не жалеете?

- Интересная работа, хотя и тяжелая, специфическая. Мы спасаем людей, их жизни в самых разнообразных, тяжелых, подчас безвыходных ситуациях.

- За деньги?

- За обычную зарплату, причем, у многих молодых спасателей – скромную, у меня стаж уже большой, скоро пенсия (мы выходим на нее со льготой), поэтому получаю чуть побольше. Но все, что связано с риском для жизни человека, для нас – работа. Деньги люди платят, когда сразу понятно, что бытовые и не очень существенные риски. Но на них тратится время спасателей, бензин и т.д. И, кстати, сразу отмечу, без лишних вопросов: у нас нет цели собрать как можно больше с людей или работать ради денег, мы действуем строго по специально утвержденному регламенту. Скажем, дверь закрылась и ребенок плачет - то это будет бесплатно. Но если просто потеряли ключи и не можете попасть домой – то вам по телефону скажут, предупредят сразу - это платно, столько-то рублей. Согласны? Если нет - ищите других специалистов. И то, двери мы поедем открывать, если у нас есть свободное время, это для нас не бизнес.

спасатели

А кошка залезла на дерево, любимая кошечка любимого ребеночка? Как тут спасателя не позвать из городской службы?

-  Это тоже платно. Кстати, кошек вообще бесполезно снимать, они не дают себя спасти, а вот собаки – дают. Но какой ценой… Одна меня и товарища сильно покусала в прошлом году, мы на уколы ездили 3 месяца. Ситуация была такая: ехал мужчина на машине и собаку сбил, она улетела в открытый колодец.  Он вызвал нас. И когда мы ее извлекали – я к ней спустился – она начала кусать, прокусила руку, ногу, колено… В общем, пришлось нам к врачам по бешенству обращаться, полный курс мы прошли.

- А компенсации, премии, особое медобслуживание вам в таких случаях гарантируется? Есть своя медсанчасть?

спасатели

- Все за свой счет, медсанчасть не предусмотрена, есть врач, который осматривает перед выходом на смену.

- Типа, дуньте в трубочку?

- Ну да… Но говоря серьезно, мы, к сожалению, вынуждены иметь больше дело  с людьми, причем, именно с мертвыми людьми, чем с живыми: ДТП, суициды, пожары, утопленники… На аварии нас вызывают, когда человека уже невозможно ничем просто так вытащить. Пожарным мы помогаем с эвакуацией и спасением людей. Мы все имеем по десятку специальностей – и альпинисты мы, и водолазы, и врачи, санитары, и крановщики, и монтажники, и психологи, и водители, и слесари…

- В общем, специалисты здесь собрались уникальные, это понятно. Кстати, по утопленникам, много в этом сезоне уже?

- Мы обслуживаем 4 пляжа. Вот недавно доставали из котлована на УКСМ – утонул парень, 33 года…

- По пьянке?

- А утопленники все по пьянке, не иначе… В основном тонет «синька», как мы это называем. Причем, и девчонки тонут, пошла вот одна не так давно купаться -  молодая, 20 лет - поскользнулась, и… В прошлом году с ребенком была ситуация, в общем - трагедия. И тоже мать – нетрезвая, ребенка-то вытолкнула, а сама… Это тоже на котловане, где пивзавод. Там глубина вдруг большая.  Мы приехали – ее нашли. А муж пьяный спал со вторым ребенком, помочь был не в состоянии.

- А вообще, люди, в отличие от кошек, всегда дают себя спасти?

- Если говорить о суицидах, каждая ситуация особая. Сейчас вот их много было. В связи с обострением осенним и весенним. Некоторые на публику играют. В прошлое мое дежурство на улице Пензенской мужчина бензином себя облил, пытался поджечь. Тоже, кстати, в пьяном виде.

- А кто особо склонен к наложению рук на себя?

- Сейчас это по больше части мужчины, закредитованные, ипотечники. В основном пытаются вешаться.

Удавалось из петли человека, что называется, вытащить?

- Было не так давно, там, где новый храм построили недалеко от спорткомплекса, мужчина сообщил жене: пойду вешаться. И закрылся в гараже. Она, конечно, нам в панике звонит, сообразила.  Мы примчались, гараж вскрыли – а он уже висел. Мы веревку срезали, но полы были гнилые и он их пробил и упал в подпол глубокий, ногу, конечно, сломал… Но мы его откачали, успели.

- В больнице время полечиться и подумать о смысле жизни теперь есть. А подростковые суициды, тоже трагическая тема последнего времени?

- Да, есть и такое, я вот снимал девушку, которая пыталась с моста Инзенского спрыгнуть, в прошлом году это было. Удалось уговорить ее не прыгать. Она совсем еще юная, из благополучной семьи – мать учитель, отец в УВД, но она с наркотиками сильно подружилась.

- Со спайсами, от которых совсем «крышу сносит»?

- Точно так. Она ничего не соображала, и только когда ей привезли ее ребенка – я позвонил бабушке ребенка, нашел ее телефон, и его срочно доставили к матери на мост – она дала себя уговорить и спустилась… И вообще, как правило, если человек сразу не прыгнул, то жить будет. Самое главное – его не провоцировать.

- Вы ж как психолог! Наверное, курсы специальные проходите?

- Нас всему, что только возможно, стараются обучить. Каждый год в медицине катастроф дополнительно проходим обучение. Ведь каждый год меняется понятие первой помощи. Раньше у нас была первая медпомощь, теперь ее убрали, потому что мы не имеем права давать ни медикаменты, ни чего еще. Оказываем только первую помощь – наложение жгутов, повязок, транспортировка. Сейчас, когда скорая помощь не хочет работать по какой-то причине - нас вызывают, мол, нам за это деньги не платят – мы таскать тело не будем. И вот сидят – нас ждут.

- А глобальные катастрофы?

- Сейчас вот по оползням ведем наблюдения, на грузовой восьмерке вот в течение дня по шесть раз приезжаем, уже не круглосуточно дежурим.  У нас там стоят маячки, которые мы проверяем. И в 5 утра докладываем сначала главе города, а он уже губернатору. У нас, конечно, очень большой спектр работ – начиная с воды и кончая воздухом. Мы же все и альпинисты, и водолазов аттестованных половина службы. Полный наш состав – 54 человека, но это вместе с техобслугой. В целом работа тяжелая, бывает грязной, но интересная.

- Скучать вам некогда?

- Это да. Но дома, мы, естественно, ничего не рассказываем – нам самим нелегко бывает переживать увиденное, так зачем близких травмировать рассказами такими… Некоторые выносили все это наружу – ну и было большое количество разводов. Сейчас – нет. У нас дружный, профессиональный и сплоченный коллектив. Когда удается – выезжаем вместе, порой, на отдых на природу. Нужна разрядка, конечно… Ведь приходится и с родственниками умерших общаться, сообщать им…

- И это ваша обязанность?

- Разные случаи. Вот в прошлое дежурство вошли по вызову в квартиру, которую женщина не открывала очень долго, а она мертвая. Отметила юбилей 55 лет, как выяснилось, а на следующий день споткнулась, ударилась, ну и… Так и пролежала. Сын забеспокоился, позвал нас вскрыть дверь. Вот мне и пришлось ему сообщать о кончине мамы…

- А самый страшный случай?

- На улице 40 лет Победы одна семья ребенка чуть не угробила в кипятке. Нашлись люди, среагировали, вызвали нас. Там всю историю я не знаю, родителей уже лишили родительских прав за то, что пытались ребенка чуть ли сварить в ванной, уже ноги кипятком обливали…И тоже – пьянка. Жена ушла, три дня ее не было, а муж все по той же «синьке» сунул ребенка в кипяток ногами. Ну и на последний этот страшный случай с педофилом и 8-летней девочкой мы тоже выезжали…

- Ужас, а не работа. Нет впечатления за 16-то лет работы, что у людей чем дальше, чем больше «тихо шифером шурша крыша едет не спеша…»?

- Мне кажется, кризис этот экономический роль сыграл. Вызовов больше стало, вызывают чаще по реакции на подозрительные предметы. Безработные, закредитованные люди испытывают большие нагрузки на психику… Больше ложных вызовов, обманов. например, вчера из 10 в мою смену 9 вызовов были ложными, представляете? А ведь реагировать приходится, когда не всегда хватает ресурсов, людей и техники. У нас два экипажа дежурит – один на этот берег, другой – на том берегу. Авралы бывают – когда, например, дожди сильные, а люди не понимают, что у них машины – не вездеходы, ну и уходят под воду чуть не по крышу. Вот мы и плавали по этим лужам, ливневки чистили…

спасатели

Ну это уж точно не ваша работа! Кто везет – на том и едут?

- А куда денешься, когда надо? У нас люди исполнительные, инициативные, у моря погоды не ждут. Правда, конечно, спины мы рвем… Это профзаболевание, как говорится.

- И как стресс снимаете?

-  Рыбок развожу в аквариуме, дачный отдых, рыбалка, семья любимая. Хватает, чтобы отвлечься от тягот.

- Дай Бог вам поменьше работы, на самом деле. Спасибо за интересное интервьюз.

Евгений Александров