Лента новостей 

Владислав Ястребов: «Лучшие песни пишутся в трудные времена»

24 июня 2015, 00:00
3332
Биография
Владислав Ястребов
Владислав Ястребов

Автор популярных музыкальных библиографических справочников

Интервью с известным автором популярных музыкальных библиографических справочников ульяновцем Владиславом Ястребовым получилось не таким воодушевляющим, как бы хотелось. Слишком много воды утекло с тех пор, как… Впрочем, не стоит забегать вперед и заранее раскрывать все секреты. Читайте самое интересное из нашего разговора, и вы все поймете.

Из биографии: Владислав Ястребов родился в 1960 году. В 1975–м поступил в Ульяновский электромеханический техникум, там защитил диплом на тему «Система исполнения музыки на ЭВМ Наири-2». Ещё учась в школе и техникуме, увлёкся музыкой, собирал музыкальные записи, делал выписки и библиографические описания материалов о популярной музыке и рок-музыке. Первым результатом этой деятельности стал указатель «Музыкальная эстрада СССР. Библиографический указатель» (1981).

- Владислав Викторович, как так вышло, что из обычного провинциального любителя музыки вы стали крупнейшим музыкальным библиографом, составителем уникальных музыкальных справочников? С чего все началось?

- О тех временах начала 80-х многие еще помнят. С рок-музыкой тогда боролись, мол, зачем нужны эти волосатые парни, эти непонятные ритмы. Вообще был ужасный идеологический гнет. Но мне кроме своих цепей, как говорится, нечего было терять – не было ни жены, ни детей – полное ощущение свободы и желание что-то сделать для людей, общества, погруженного в застойную спячку… Душа, сердце требовали поделиться с миром вокруг тебя своими знаниями, мнениями, поэтому наш рок-клуб «Автограф», созданный в 1982 году в ДК им. 1 мая был площадкой новой, протестной музыки, которой и был тогда российский рок. Правда, на закате Перестройки в 1988-89 году рок-музыка престала преследоваться властями, пошли концерты на стадионах, клипы на ТВ…

- А сейчас нет ощущения, что стоит воссоздать клуб «Автограф», ведь времена стали в чем-то похожи?

- Как говорил мудрец – «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Другие люди, иные потребности, другая музыка, коммуникации… Рок сейчас остался любим немногими. В мои молодые годы это было хорошим отдохновением, в чем-то даже наполнением и смыслом жизни, я часами слушал его после работы на заводе. А сейчас я не вижу молодых людей, у которых музыка вообще занимала бы более 25% времени. Тогда надо было прикладывать серьезные усилия, чтобы послушать хорошую музыку – доставать пластинки, обмениваться, куда-то ехать, покупать все. Техника какая была – магнитофоны, катушки… А сейчас все доступно, есть великая вещь – интернет. И музыка для современной молодежи – уже не такое откровение, каким она была для нас. И самое главное, в принципе, – рок умер. Умер как социальное явление, ну, как джаз в свое время, и это не только мое мнение – я разговаривал на эту тему с многими понимающими людьми. И джаз, и вот теперь рок – все это стало такой «нишевой» музыкой для знатоков, любителей, интеллектуалов. Я думаю, что в ближайшие лет 10 такую же нишу, как джаз сегодня, займет и рок-музыка.

- Вернемся к вашей, как говорится, истории успеха…

- Ну, это громко сказано. Конечно, в свое время мне во многом повезло, хотя и пришлось самому приложить очень серьезные усилия. Я стал не только библиографом по профессии, но и составителем музыкальных справочников. Мои первые издания пошли с 1980-81 года: по ВИА в СССР для диск-жокеев, по рок-музыке, авторской песне. Они привлекли внимание не только в Ульяновске, где мне помогали издаваться, например, на заводе Володарского. Однажды позвонили из столичного Минкульта: «Здравствуйте. Вот у нас есть ваша книжка по ВИА, а вы могли бы сделать дополненное издание?» Я согласился и сделал для Москвы справочник по советской эстраде и по эстраде социалистических стран. И буквально через полгода это вышло из печати, после чего в Ульяновске на меня стали смотреть уже не как на антисоветчика, а как на вменяемого человека, рубикон такой был пройден…

Владислав Ястребов: «Лучшие песни пишутся в трудные времена»

- Вот это и есть серьезное достижение, когда на вас стали смотреть не как на маргинала-подпольщика, а как на вполне себе легального и уважаемого автора музыкальных исследований.

- Конечно, главное в этом, что стало легче работать. Я узнавал, открывал, доставал и записывал все, что только возможно о современной музыке – от композиторов клубов самодеятельной песни, до «звезд» эстрады. Жанры интересовали все – и хард-рок, и блюз, и джаз… Несколько лет назад я отдал свою картотеку в ульяновский Дворец книги и там под 60 тысяч карточек.

- А что-то похожее на ваши исследования и картотеку есть в России?

- Я не слышал. Думаю, что нет, ведь подобную колоссальную и профессиональную работу далеко не каждый может проделать.

- В Ульяновской области вас должны на руках носить, как уникума…

- Ну, не знаю… Понятно, что за все те годы был проделан адский труд, собрано все, что возможно. Перелистывать тысячи журналов, газет, книг, поиски иных источников информации – это, скажу вам, непросто.

- Но вы, как говорят, не отвлекались на «радости жизни», вроде выпить, покурить, потусить. Была цель, интереснейшая работа, приносящая высшее удовлетворение, своего рода творчество?

- Пожалуй, да. Я так и говорил всегда: «Не пью, не курю и вообще у меня много недостатков)))». Я люблю музыку послушать, фильмы посмотреть, с картотекой поработать. Кстати, в свое время картотеку я очень хотел перевести в цифровой формат, почему и отдал ее во Дворец книги. Но этот титанический труд оказалось некому оплачивать… Впрочем, моя совесть чиста – я отдал картотеку в идеальном состоянии.

- Будем надеяться, что для исследователей и поклонников музыки она будет еще долго актуальной даже и не в цифровом виде, и ваш труд по-прежнему будет высоко ценим.

- Хотелось бы.

- Владислав Викторович, а какой из ваших справочников пользовался наибольшей популярностью?

- Пожалуй, это «The BEATLES. Иллюстрированный справочник». Он вышел в 1998 году, там семь разделов, первый из которых посвящён группе в целом, а остальные — всем участникам коллектива, работавшим в ней в тот или иной период. Каждый из разделов, в свою очередь, включает в себя следующие подразделы: Дискография, Произведения, Нотография, Фильмография, Библиография (книги и периодика). Без ложной скромности скажу, что вряд ли где в мире после этого труда выходило настолько полное справочное издание по «битлам». Новый справочник делать уже просто было бессмысленно, потому что этот оказался просто исчерпывающим на рубеже веков.

- Как пишет «Википедия», вам удалось собрать воедино максимально возможное количество информации (в том числе — библиографической) о самой знаменитой рок-группе мира. Это почти тысяча страниц текста и иллюстраций, почему книга и вызвала неподдельный интерес у любителей творчества легендарной четверки.

- Кстати говоря, есть такой Александр Галин, директор и владелец агентства «Рок-экспресс», он предлагал сделать издание, как говорится, измененное и дополненное. Но это уже настолько титанический труд в век интернета, где с 2000 года вышли десятки тысяч новых статей и книг о «Битлз» – в основном, конечно, перепевки всем уже известного. Ну и какой смысл мне заниматься уже перепевами самого себя?

- В 2003 году в одной из статей вы рассказывали о множестве проблем состояния музыкальной библиографии. Что-то изменилось за прошедшие 12 лет?

-Да, но только к худшему. Профессиональной музыкальной библиографией никто не занимается. Почти на нет сошли многие источники, в частности, лучшие музыкальные журналы, примерно, с десяток. Закрылся даже журнал «Ровесник», на котором я вырос. Музыкальной прессы, критики не найдешь. Можно держаться лишь на голом энтузиазме, спонсорской поддержки практически не стало. Да, есть признание, да, о моей работе существуют самые лучшие отзывы специалистов и любителей. Многие удивляются, что, цитирую, « …не в Москве, не в Питере или Новосибирске вышла на русском языке «Дискография рок-музыки зарубежных стран» Владислава Ястребова, а справочник этот вышел в Ульяновске. Все дело в меломанах, их работоспособности, настойчивости и умении проводить в жизнь свои идеи…»

- Неужели ваши новые работы не находят сегодня поддержки у издателей, меценатов и вы чувствуете себя как «последний из могикан»?

- Видимо, в издательской сфере кризис наступил раньше, чем везде. Лет десять назад еще было возможно найти издателя, скажем, на энциклопедический справочник «Женщины в зарубежной популярной музыке». Там, кстати, мною была собрана информация о более чем 4000 исполнительниц и женских коллективов за последние сто лет. Ну а сегодня для новейшего справочника «Прозвища музыкантов» – в нем собрана этимология почти 6 тысяч прозвищ – издателя найти пока что невозможно, хотя книга сверстана – только печатай.

Владислав Ястребов: «Лучшие песни пишутся в трудные времена»

- Времена совсем стали, как говорится, жлобскими, уровень интереса к настоящей культуре, в том числе к непопсовой музыке, стремительно падает?

- Трудно с этим спорить, оптимизма во мне сильно поубавилось. С одной стороны, в плане доступности музыки сегодня счастливейшее время, можно скачивать в интернете что угодно и как угодно и, честно говоря, я даже не против так называемого «пиратства» и торрентов, хоть они почти уничтожили продажу дисков. С другой стороны, грустно, что музыка стала другая, общество изменилось, потребности людей, и, боюсь, не в лучшую сторону. Потому и идея возродить, скажем, рок-клуб «Автограф» уже не пройдет. Люди поменяли форматы общения, потребности, да и нового даже в музыке уже трудно что-то изобрести, чтобы привлечь людей. Но есть и надежда – ведь не надо забывать, что самые хорошие песни, как и книги, пишутся в самые трудные времена. Может, и сейчас что-нибудь получится?

- Спасибо за интересную беседу. Можно ли составить «музыкальную десятку от Ястребова»? Что вы сами слушаете, как «Отче наш», и что бы посоветовали людям всех возрастов слушать всегда?

- «Отче наш» я, в основном, читаю! А одна (!) из моих любимых «десяток» выглядит примерно так (дабы «не путать божий дар с яичницей», решил включить только зарубежные песни):

 

1. The Beatles – Because.

2. Deep Purple – Highway Star.

3. Def Leppard – Action.

4. Uriah Heep – July Morning.

5. Led Zeppelin – Whole Lotta Love.

6. The Kelly Family – An Angel.

7. Geordie – House Of The Rising Sun.

8. Boston – More Than A Feeling.

9. Alice Cooper – Poison.

10. The Moody Blues – Nights In White Satin.

 

Интервью подготовил Александр Константинов




Читайте также
25 сентября 2018
Разрисовавший Соборную площадь художник продает камни по тысяче долларов Разрисовавший Соборную площадь художник продает камни по тысяче долларов
В сентябре ульяновцы задавались вопросом, кто и что нарисовал на центральной площади города. Корреспондент 1ul.ru пообщался с каллиграфом и автором проекта «История внутри нас» Юрием Вольфовичем о современном искусстве, черноморских камнях за 33 тысячи долларов и зачем он все-таки разрисовал Соборную площадь.
13 июля 2018
Ульяновский фотограф Валерий Дурнов: «Фотографию ждет обезличенность» Ульяновский фотограф Валерий Дурнов: «Фотографию ждет обезличенность»
12 июля во всем мире отмечают День фотографа. Корреспондент 1ul.ru пообщалась с фотографом и руководителем фотоцентра «Белый формат» Валерием Дурновым о рынке, «потребительском терроризме» и массовой культуре в фотоискусстве.
1 июня 2018
Александр Додосов и его «до-досье» Александр Додосов и его «до-досье»
Он - музыкант и педагог от Бога, волшебник, по мановению рук которого дети начинают петь, как ангелы.