В разделе «путешествия» портал 1ul.ru рассказывает о поездках ульяновцев заграницу. Но в нашем регионе тоже есть много красивых, исторических мест. Поэтому сегодня мы представляем нашим читателям интересную крещенскую поездку Дмитрия Илюшина в Сурский район Ульяновской области.
Я привык купаться на Крещение в святых источниках и редко приезжаю в одно и то же место повторно. В этом году решил поехать на никольские родники в Сурское. Там я бывал много раз, несколько раз на праздник Николы Вешнего, но вот зимой и на Крещение бывать не приходилось.
Приехав в Сурское, я сразу пошел на Николину гору, старейшую и главную Православную Святыню нашей области. Ее история началась в 1552 году, во времена царствования Ивана Грозного. Сейчас здесь находится р.п. Сурское (Промзино), а ранее небольшая застава-городище. Однажды стражники увидели на противоположном берегу внушительный отряд кубанских татар, собирающихся переправиться через реку и разгромить заставу. Однако время шло, а переправляться кубанцы как будто боялись. Тогда к ним в стан был отправлен лазутчик, чтобы понять, что с ними происходит. Татары указали на гору, на которой стоял старик, озаренный светом, держащий в правой руке меч, а в левой православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом, на белом коне, с копьем в руке.
Столь удивительное явление было истолковано татарами как дурной для них знак, предупреждающий их о поражении и смерти, и, развернув свои войска, они быстро отправились восвояси. Вернувшийся русский воин поведал о произошедшем поселенцам, которые незамедлительно направились на Белую гору. Он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине конь споткнулся и встал на колени. Попытки поставить коня на ноги ни к чему не привели. Воин спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Икона была тут же откопана и принята народом с большим благоговением.
В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной горой, которая многие столетия стала центром паломничества. К празднованию Николы сюда сходились до 30 тысяч человек из близлежащих губерний. Сохранились свидетельства, что шли пешком даже с самого Киева.
С Никольской горы хорошо виден один из Святых источников, находящийся у подножия. Около этого старинного источника в 1622 году старицей Таисией был основан Никольский Городищенский женский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Именно в храме этого монастыря и хранилась икона Николая Чудотворца, найденная на Белой горе. Монастырь закрыли еще в царские времена, не в силах охранять его от постоянного нападения разбойников, но церковь еще довольно долго существовала. На Никольский праздник многие паломники от родника идут в крутую гору и молятся. Считается, что прошедший этот путь получает благословение от самого Николая Чудотворца.

Однако для купания жители проходят к другому Святому источнику, находящемуся в километре от горы в лесу. Здесь уже давно построена удобная раздельная купель и небольшая часовенка. Сейчас дорогу к купели чистят, полиция в парадных мундирах организовывает проезд ( на Николу вешнего), а совсем недавно, в советские времена, на верующих организовывались облавы и засады активистами и милицией. Чтобы в Праздник добраться до источника верующим приходилось проходить окольными путями, прятаться.


Не все знают, но если пройти по дороге дальше, то в глубине находится еще одна часовенка и еще одна раздельная купель. Эту купель построили совсем недавно, чтобы сократить огромные очереди из желающих искупаться в Святом источнике. Раньше здесь можно было принять только «душ» из святой воды (он сохранился, серая деревянная постройка на фото, работает летом).
Что еще понравилось мне на Никольских родниках, так это прочищенные дороги, позволяющие проехать прямо к купели. Нет и большой скученности народа, то есть искупаться можно спокойно. И нет пьяных «купальщиков», которые перепутали обряд с закаливанием. В общем, очень всё по-доброму и спокойно.


После купания решил побродить по самому Сурскому. Я считаю, что многие незаслуженно не обращают внимания на это старинный купеческий городок.
В разные годы он принадлежал знаменитым историческим деятелям России. Среди них была и Евдокия Лопухина, опальная супруга Петра I, и сын царевич Алексей, и светлейший князь Алексей Меньшиков, и граф С. А. Салтыков, генерал М. Потёмкин, и граф Г.И. Рибопьер.
Здесь сходились почтовые и коммерческие тракты. Здесь была большая торговля, и даже сейчас десятки добротных купеческих домов свидетельствуют о былом достатке.



«Из окрестных сёл в Промзино крестьяне привозили для торговли разные изделия: овчину глиняную посуду, кожу и шорный товар. Железный товар привозили из Лавы и Княжухи. На базаре закупалось льняное семя и сало. Видное место занимал салотопленный завод: свечи, сало отправлялись отсюда даже в Петербург.
Были и другие предприятия - 18 кирпичных заводов, 5 маслобоек, 4 солодовни, 27 постоялых дворов, 15 питейных заведений, один трактир, много лавок. До 400 человек занимались в Промзино портняжным, столярным делом, кузнечным и пр. Около 300 человек вели торговлю, 400 промзинцев промышляли на стороне. Во многих домах держали лошадей, используя их как транспортное средство для перевозки купцов, приказчиков, по базарам и мельницам, а так же и проезжих. Было Промзино и крупным центром хлебной торговли, закупки хлеба и отправки его вниз по Суре и далее в города Поволжья и центр России. Съезжалось в Промзино до 25 крупных капиталов, чтобы закупить хлеб. Большая часть барж и судов принадлежала иногородним, но были и местные владельцы».



«Женщины села Промзино были неплохими мастерицами в шитье сарафанов, мужских рубах и женских «рукав». Умели ткать бумажные и полубумажные холстинки, называемые «промзинками». Из широких «промзинок», клетчатых и в полоску, шились наволочки. Позже стали ткать «китайки» - клетчатые полотна синего и тёмно-голубого цветов, из них шили особого покроя сарафаны. В Промзино и его окрестностях вырабатывалось до 600 тысяч аршин разных холстинок за год.


Увы, но от тех сытных дореволюционных годов остались только добротные старинные дома, многие из которых требуют реставрации. Но если убрать с улиц торцующие электрические столбы, сменить асфальт на брусчатку и можно сразу оказаться в XIX веке, прочувствовать его колорит. В 1866 село составляло около 5 тысяч жителей и 850 дворов.
Сурское - единственное место в нашей области с такой концентрацией памятников архитектуры, дошедших до наших дней. Иногда я просто не понимаю, зачем делать «деревни мастеров», «родины колобков», когда здесь еще жива реальная история, реальные интерьеры, и реальные жители? Может, лучше спасти что есть, чем создавать никому не нужный новодел? Тем более, что сюда исторически едут люди (тысячи людей приезжают на Никольские Праздники со всей России).


Прогуливаясь по Сурскому, я набрел на Аллею Героев. За рядами военной техники и памятником воинам Великой Отечественной, стоят мемориальные плиты с именами Героев Советского Союза, рожденных на Сурской земле. Вчитываясь в имена, я, к своему ужасу, понял, что мне почти никто из них неизвестен. И это мне, получившему еще советское образование. А что знает об этих людях «нынешнее племя»?


Генералы и рядовые, Герой великой Отечественной войны… И это только в небольшом Сурском районе… А сколько их по области? И как развивать патриотизм у молодежи, если кроме Ленина ни о ком практически ничего не говорится? Интересно, а в Заволжье знают, что генерал Тюленев Иван Владимирович, полный кавалер Георгиевского креста 1-й, 2-й, 3-й и 4-й ст., Герой Советского Союза родился в селе Шатрашаны Сурского района Ульяновской области? Или для них это название проспекта?

Да, кстати, о Ленине. Какой советский поселок мог обойтись без памятника ему. В Сурском тоже есть такой. И прямо перед вождем прекрасная хоккейная площадка. Такое ощущение, что Ильич там находится в качестве судьи. Только свистка не хватает и полосатого свитера.

Вот и добрался я Никольского храма. Это, конечно, новый храм. Православие в Сурском «выдавливали» как могли: разрушили старинные храмы и часовни, отобрали у верующих Чудотворную икону Николая Чудотворца (пропала при советской власти), пытались даже Никольскую гору сровнять. «До основанья, а затем…» а затем всё возвращается - новый храм, новая часовня, новые купели. Место-то - СВЯТОЕ.


Покидая гостеприимное и доброе Сурское, я решил заехать в село Белый Ключ Сурского района. Здесь находится ВОССТАНОВЛЕННЫЙ памятник Александру II.
Конечно, очень много памятников, зданий, храмов у нас в плачевном состоянии. И можно спекулировать и сокрушаться на эту тему сколько угодно. Но дорога начинается с первого шага, а эти шаги есть, и значит, всё равно путь будет пройден.
Обращаюсь ко всем троллям: если вы действительно любите свою Родину, то отойдите от компьютерных столов, отключите гаджеты и уберите мусор, хотя бы около своего подъезда, почистите памятник воинам Великой Отечественной в селе, откуда вы или ваши родители родом. Просто так, чтобы стыдно не было. Тогда всё восстанавливаться и начнет.



Еще одной достопримечательностью села Белый Ключ является часовня и освященный источник в честь Сергия Радонежского. Увы, пока я ничего не нашел про этот родник. Впрочем, и сюда приходят и приезжают люди набрать Крещенской воды.

Жаль только, что само село далеко от такого же возрождения, как памятник Александру II.


Далее мой путь лежал в старинное село Кезьмино. Здесь находится лучшая старинная усадьба нашей области. Она была построена в конце XIX века новыми хозяевами села купцом Василием Петровичем Крыловым и его супругой Марией Константиновной. На постройку и внутреннюю отделку этой усадьбы было потрачено более 100000 рублей. Более того, усадьба была оснащена по последнему слову техники. Сейчас усадьба используется в качестве школы.



Жаль, что приехал я сюда поздновато, на двери висел замок. Очень хотелось посмотреть насколько осталась в той же сохранности внутренняя отделка. А так придется выставить фото моего друга Сергея Harmа, когда мы с ним несколько лет назад сюда приезжали.



А напротив усадьбы стоит старинный Покровский храм, построенный поручиком Иваном Степановичем Кротковым в 1827 году. Именно Кротков, создав здесь суконную фабрику, дал посыл к развитию тогда бесперспективного села. В 1876 году село было куплено купцом Крыловым, который не только значительно расширил фабрику, но и построил богатую усадьбу.
После пожара 1883 года, уничтожившего почти все село, на средства В. П. Крылова храм был восстановлен уже без второго придела.
Позднее церковь была значительно расширена и к ней была пристроена колокольня. Появилось и два новых придела: во имя Василия Великого и Марии Магдалины. Кроме этого, при храме был организован чуть ли не лучший в губернии хор певчих, одетых в нарядные кафтаны.
При советской власти храм был разграблен и разрушен, разломан и фамильный склеп Крыловых, а его надгробный памятник выброшен в канаву у пруда.


А что в Кезьмино мне еще понравилось: так это ряды новых комбайнов, поставленных на зимний отдых, это новый зерноток, окрестные поля, не «засеянные» ёлками. В общем, ощущения безнадеги совсем нет.

Ну, вот и село Никитино. Именно между Кезьмино и ним была проведена одна из первых телефонных линий нашей области. Впрочем, здесь давно нет барской усадьбы, да и село сильно уменьшилось.


Главной достопримечательностью села остался храм честь Архистратига Божия Михаила.
Храм задумывался как памятник русскому воинству, победившему в Отечественной войне 1812года. В 1820 году церковь была открыта при огромном скоплении людей. Михаило-Архангельский храм считался в Никитинской волости центром духовно-нравственной жизни прихода. В приходе имелось 4 церковно-приходские школы, а при самом Михаило-Архангельском храме имелась библиотека, в которой находилось до 275 томов книг для чтения.
В 1929 году храм, при помощи активистов-комсомольцев, закрыли, бесценные иконы выбрасывались на улицу, многие из них были сожжены. Разграблен и осквернен был и склеп при храме. Еще через год отца Александра (Ласточкина), настоятеля церкви, те же комсомольцы забили насмерть прямо на улице. Местные жители очень хотят его восстановить, но «поднять» такую каменную махину для теперь совсем небогатого села почти нереально.



Фрески в церкви были выполнены в традициях Петербургских мастеров-живописцев, а пол выстлан плитами под белый мрамор. Сохранились кованные узорчатые решётки на окнах церкви, выполненные вручную. В западной стороне храма имеется вход в огромное подвальное помещение, часть которого служила в качестве склепа для местных священнослужителей.
Увы, но совсем мало чего осталось от этих фресок, разграблен склеп, провалилась крыша…





И напоследок. В этот день я увидел брошенное и утраченное, сохраненное и восстановленное.
Всё-таки есть ХОРОШОЕ! И надо, чтобы хорошего было еще больше.



В гостях у демонов в центре Исландии
Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец поделился с читателями впечатлениями о поездке в Исландию. О прекрасной Исландии написано много фотоотчётов: бесчисленные водопады, дымящиеся жерла вулканов, чистые реки, зелёные луга из мха и разноцветные горы. Почти все эти красоты находятся в доступных для обычной машины местах, куда проложен асфальт превосходного качества. Как правило, возле каждой из них есть кемпинг, ресторан, тёплый туалет и горячий душ.
Заброшенная градирня в Бельгии
Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.
Нетипичный Ульяновск: гора Арбуга и Криуши
Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.