Лента новостей 

Ульяновские эксперты оценили идею с отметками за поведение школьников

9 февраля 2025, 15:47
1880
Ульяновские эксперты оценили идею с отметками за поведение школьников

В Госдуме РФ готовят законопроект о возвращении в школы оценок за поведение. Идея разработки документа возникла после обсуждения этой темы с Президентом Владимиром Путиным на встрече с членами Совета по правам человека. Какова необходимость возвращения данной системы? Должна ли оценка за поведение стать равнозначной отметкам за знания предметов? Наш корреспондент пообщалась с родителями, специалистами в области образования и психологии, чтобы разобраться в этом вопросе.

В ходе беседы выяснилось, что уже существует практика использования дисциплинарных дневников - альтернативного подхода к решению проблемы плохого поведения учащихся. В чем польза этого метода? Давайте разберемся.

Прежде всего, и на этом акцентировал внимание Президент, нужно выработать справедливые критерии такого оценивания. Вот что думает представитель родительского комитета на этот счет.

Вопрос о степени объективности выставления таких оценок вызвал особый интерес у наших собеседников. Кроме того, важно понять для учеников, с какого возраста они будут более эффективны.

Уже давно принято, что за порядком на переменах следят дежурные учителя и классы. Но во время уроков ключевую роль в поддержании дисциплины играет профессионализм учителя.

- Мы стремимся заинтересовать школьников, а не просто выставлять оценки. Если ребенок ведет себя странно, то нужно задаться вопросом: какой это ученик? Если сильный, то, возможно, он уже успел сделать задание, и в это время ему просто скучно, он сидит и не знает, чем себя занять. Тогда ему можно дать задание сложнее, чтобы он был занят, был в поиске правильного решения или ответа. А если этот ребенок слабый, то, возможно, он не может справиться, то есть ему тоже от этого плохо. Тогда ему нужно дать задание с более легким вариантом выполнения. И тогда некогда будет отвлекаться на уроке, - продолжила Елена Романова.

В настоящее время в образовательных учреждениях наблюдается тенденция внедрения дисциплинарных дневников. Учитель ставит общую оценку всему классу и отдельно отмечает учеников, чье поведение выходит за рамки и снижает итоговую отметку. Плохая оценка в коллективном дневнике выносится на обсуждение родителей. И тогда уже сами родители просят обратить внимание маму и папу на поведение их ребенка.

- Это более действенная мера, чем отдельная оценка каждому ученику, - отмечает Елена Романова.

Психолог ульяновского центра «Росток» Светлана Козырева считает, что оценка поведения учащихся не является чем-то страшным или негативным, а вопрос стоит лишь в том, как к этому относиться.

Напомним, что последний раз оценки за поведение в школах вводились в 1943 году и были отменены в 1989-м.

Наталья Кручинина, председатель родительского комитета школы №37:

- Я поддерживаю идею возвращения оценок за поведение. Они могут положительно сказаться на дисциплине в школе. Однако важно, чтобы эти оценки не имели такого же веса, как оценки за знания. Будет несправедливым, например, если оценка за поведение будет влиять на средний балл школьника по предмету, ведь это не отражает его способности и усердия в учебе.

Елена Романова, учитель русского языка и литературы 56-й школы

- Можно ввести отметки за поведение для младших школьников, потому что дети еще не понимают, что они не влияют на академическую успеваемость. Однако ситуация кардинально меняется с переходом в старшие классы. Здесь индивидуальная оценка за поведение теряет свою актуальность. Если все же вводить такую систему, то разрабатывать критерии очень сложно. Один ребенок может проявлять активность из-за своей эмоциональной возбудимости, но не нести вреда окружающим. В то же время другой школьник может казаться пассивным, но при этом исподтишка совершать поступки, которые не соответствуют нормам поведения.

Светлана Козырева, психолог центра «Росток»

- Это нормально - вести себя в соответствии со школьными правилами, которые родители, кстати, поддерживают. Ничего плохого в этой оценке я не вижу, потому что она помогает ребенку формировать адекватную самооценку. Мы уже давно привыкли, что нас постоянно оценивают в обществе. У ребенка опыт оценивания уже есть в плане знаний, а тут еще смотрят на поведение. Просто самое главное, чтобы был нормальный эмоциональный отклик как у детей, так и у их родителей.

Снежана Маханова

Источник: Ульяновск сегодня