И ста лет не прошло с того времени, когда был Симбирск совсем другим городом. Дворянином на Волге звали его… Отличался он от других обилием храмов, 34 их было в нашем городе до зловещих событий 20 века. В солнечные дни издалека был виден он, сияли золотом кресты чудных его церквей. А когда звонили колокола по праздничным дням, далеко плыл их звон вниз по реке…
Всё уничтожили богоборцы…
Один из соборов, чудом сохранившийся по Святой Воле Божией до наших дней, в народе издавна именуется — Германовская Церковь.
Святитель Герман Казанский скончался в Москве в ноябре 1567 года. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. Однако ученики святителя Германа при казанском митрополите Гермогене, почитавшем местные казанские святыни и угодников Божиих, отправились в Москву и попросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова перенести нетленные мощи святогоархипастыря в основанный им Свияжский монастырь. Торжественное перенесение святых мощей было совершено 25 сентября 1591 года.
С этого времени в Казанском крае стали чтить святителя Германа как святого, призывать его в своих молитвах (Житие святителя Германа. – Казань, 1894 г., с. 29-30). Однако до конца XVII века святитель почитался еще только местно. 6 октября 1695 года по распоряжению патриарха Адриана митрополит Маркел освидетельствовал мощи св. Германа и переложил их в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это событие послужило началом общероссийского почитания казанского святителя.
В 1697 году жители и духовенство города Симбирска обращаются к казанскому митрополиту с просьбой прислать мощи новоявленного Божьего угодника. Сведения об этом содержат три сохранившиеся рукописи, которые имеют важное значение для истории Воскресенско-Германовской церкви[1]
На месте встречи иконы св. Германа с его мощами у верховья Свияжского ключа была построена сначала часовня, послужившая впоследствии поводом для основания Германовской или Воскресенской церкви (Церк. Летопись, л. 2. Ср.: Липинский, «Материалы… Симбирская губ.», ч. 2, стр. 383.). Нельзя точно указать, в каком году это произошло, так как не сохранилось ни храмоздательного креста, ни благословенной грамоты, ни каких-либо других документов. Скорее всего, часовня была обращена в церковь в конце первой четверти XVIII столетия, согласно указу императора Петра Великого об уменьшении часовен вообще, данному в 1722 году (Снегирев «Русская Старина», ч. 2, стр. 43). Увеличение городскогонаселения также способствовало этому преобразованию часовни в церковь. Полное обновление часовни дало повод и главный престол новой церкви посвятить в память обновления храма Воскресения Христова(« Воскресения Словущего»). От главного престола церковь получила название «Воскресенской». Однако в городе, по имени прежней часовни и по второму престолу, церковь называлась преимущественно «Германовской».
В церкви было три престола: в память обновления храма Воскресения Христова; во имя Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, и во имя Германа Свияжскаго чудотворца (Клировые Ведомости 1837 г., ц. 3). В 1854 г. престолы были переименованы: главный престол оставлен тот же, правый был посвящен трем святителям Казанским всем вмеcте, а левый, — святым первоверховным апостолам Петру и Павлу (Клировые Ведомости 1854 г., ц. 3).
Церковь была небольших размеров, — крестообразная, с каменной колокольней, квадратной внизу, с пирамидальным верхом, покрытым черепицей. В 1877—1879 годах главная часть Германовской церкви была перестроена. Не столько непрочность церкви была причиной этого, сколько сырость и малые размеры, не соответствовавшие количеству прихожан. Вновь сооруженная церковь — каменная, о семи главах с тремя полукруглыми алтарями в ряд. В церкви были устроены три престола:главный по-прежнему оставался в память обновления храма Воскресения Христова; другой — придельный, с правой стороны, в честь святителя Германа, Казанскаго чудотворца; третий — придельный, с левой стороны, в честь святителя Николая Мирликийского. Прежние престолы были оставлены в трапезной части храма. Сохранилось подробное описание внутреннего убранства собора в конце XIX века<a "="" href="http://german73.ortox.ru/?page_id=94#_edn2">[2].
Архитектурно-художественная композиция церкви своеобразна и никогда ни в одной из ранее существовавших церквей города не повторялась. Фигурный красный кирпич в сочетании с декоративными вставками из белого вятского камня широко использован в убранстве фасадов. Арочный навес с колоннами-бочками и каменной лестницей оформляет вход в храм с южной стороны. Многоярусная стройная колокольня, к сожалению, была разобрана в 30-е годы XX века. Архитектурно-градостроительное значение церкви определялось ее ведущей ролью в высотном силуэте города, северо-восточное направление которого определялось двумя соборами и тремя церквями, включая Германовскую. Здание Воскресенско-Германовского собора имеет историко-мемориальную и градостроительную ценность как своеобразный памятник церковного зодчества старого города Симбирска, сохранившийся с XIX века.
В годы советской власти почти все церкви города были закрыты, а большинство храмовых зданий разрушены. Старинный русский город Симбирск был переименован в Ульяновск в честь вождя революции и непримиримого борца с Православной церковью Ульянова (Ленина). К счастью, Воскресенско-Германовский собор избежал полного разрушения. Просторное и прочное здание облюбовал для себя областной архив. Только после прекращения в 1988 году гонений на церковь стало возможным говорить о возобновлении богослужений в чудом сохранившемся храме. По решению Федерального арбитражного суда Приволжского округа в 2008 году после семнадцатилетней тяжбы здание Германовской церкви было возвращено Симбирской и Мелекесской епархии. 18 апреля 2008 года впервые после освобождения здания архивом архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл отслужил в нем благодарственный молебен. Здание находилось в разрушенном состоянии и требовало капитального ремонта, который был осуществлен усилиями верующих жителей города. Владыка Прокл неоднократно обращался к симбирянам с просьбой о помощи в восстановлении собора.
13 апреля 2009 года (Великий понедельник страстной седмицы) архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл с духовенством совершил молебен и освятил купола и кресты, которые были в тот же день установлены на храм. 18 февраля 2010 года владыка совершил в храме первое богослужение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. Малое освящение собора было проведено в Великий четверг 1 апреля 2010 года. С Пасхальной службы 4 апреля 2010 года впервые после долгих лет забвения началась новая литургическая жизнь Воскресенско-Германовского собора.