Федеральные эксперты обратили внимание на наглядные данные соцопроса о текущей расстановке политических сил в Ульяновской области. По мнению политологов, высокие рейтинги «Единой России» – не удивительны, тогда как падение популярности местных коммунистов является следствием общего тренда.
В феврале 2023 года специалисты центра Прикладных исследований и программ (ПРИСП) провели исследование электоральных предпочтений жителей Ульяновской области. Опрос проводился методом поквартирного обхода жителей в муниципалитетах области. Объем выборки по Ульяновской области – 6000 человек, выборка репрезентативна по полу и возрасту.
Результаты электорального рейтинга политических партий были опубликованы в газете Ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия» и распределились следующим образом:
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев называет неприятным сюрпризом для ульяновских коммунистов рейтинг всего в 13% респондентов, готовых отдать за КПРФ свой голос. «Область в последние годы принято считать одним из немногих оплотов КПРФ. Однако опрос ПРИСП позволяет поставить эту оценку под сомнение. Уровень поддержки зюгановцев в регионе почти не отличается от величины рейтинга коммунистов в общенациональных масштабах. Последние опросы ВЦИОМ показали, что отдать свои голоса КПРФ готовы 10,5%. В ходе замеров ФОМа намерение поддержать коммунистов на выборах выразили 9% респондентов, – подчеркивает политолог. – Можно было бы списать все на то, что опрос Центра ПРИСП проводился по заказу местных единороссов. Но любимый многими экспертами довод «судьи куплены» в данном случае не применим. Банально в силу того, что отсутствие у ульяновских коммунистов аномально высокой популярности подтверждают результаты последних выборов».
Действительно: в ходе выборов в гордуму областного центра в 2020 году «Единая Россия» получила по итогам голосования 36 мандатов из 40, а КПРФ – ни одного. Выборы в Госдуму в 2021 году также прошли для коммунистов без видимых успехов. Оба одномандатных округа тогда «взяли» кандидаты-единороссы. Николай Пономарев отмечает, что коммунистам в Ульяновской области не помогло даже то, что период 2018 – 2021 годов был не самым простым для нашей страны, и на «Единую Россию» как правящую партию сыпались «шишки» даже за события, на которые она никак не могла повлиять.
Разбирая причины роста популярности ульяновских единороссов (39% опрошенных готовы проголосовать за них), политолог справедливо обращает внимание на то, партия власти оперативно развернула кампанию поддержки участников СВО и их семей. Депутаты «Единой России» поддержали законопроекты об освобождении семей мобилизованных от начисления пеней по коммунальным долгам, предоставлении им прав на внеочередное обслуживание в реабилитационных и оздоровительных центрах, бесплатное питание для школьников, безвозмездный проезд на городском электротранспорте, отсутствие необходимости оплачивать услуги муниципальных детских садов и т.д. Кроме того, на помощь семьям мобилизированных переориентировали региональный партийный проект «Крепкая семья».
«Результаты опроса, проведенного Центром ПРИСП, вполне достоверно отображают политические симпатии населения. В начале СВО региональное отделение КПРФ могло нарастить свой потенциал, адаптируясь к новой повестке. Но вместо этого лидеры местного отделения КПРФ предпочли тратить силы на внутренние конфликты. Осенью им предстоит пожинать плоды своих «усилий», – объясняет неутешительную социологию грядущего поражения ульяновских коммунистов Николай Пономарев.
В качестве основного фактора высокого электорального рейтинга «Единой России» в Ульяновске директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев называет консолидацию общества вокруг действующей власти в условиях СВО. В том числе это влияет и на отношение россиян к «Единой России», которую большинство граждан воспринимает в качестве «партии президента». На фоне этих цифр результаты опроса Центра ПРИСП закономерны, так как общественная активность за последний год сконцентрировалась преимущественно на вопросах помощи мобилизованным и членам их семей, и огромную работу, проводимую в этом направлении региональным отделением «Единой России», жители Ульяновской области видят и оценивают по достоинству.
«Кроме того, против ульяновских коммунистов работает присущая местному отделению КПРФ склонность к внутренним конфликтам. Например, в ноябре 2018 года партийная фракция в региональном заксобрании неофициально раскололась сразу на три группы из-за несогласованного назначения коммуниста Андрея Седова на пост главы одного из комитетов. Постоянные конфликты внутри регионального отделения партии нивелируют его потенциал. В совокупности с сокращением масштабов протестного голосования по принципу «за любую другую партию» это в немалой степени способствовало падению электорального веса местных коммунистов», – заключает Сергей Румянцев.
По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Валерия Прохорова, высокий уровень поддержки «Единой России» в Ульяновской области не должен никого удивлять. Если бы область действительно «красным» регионом, городская дума Ульяновска вряд ли состояла бы почти исключительно из единороссов.
Динамика общественно-политической ситуации в области жестко привязана к общероссийским трендам. Как отмечает Прохоров: «С февраля прошлого года мы наблюдаем в общероссийских масштабах рост поддержки «Единой России». В глазах большинства избирателей она является «партией президента». Равным образом ее представители доминируют во всех инициативах, связанных с поддержкой армии и семей военнослужащих. Росту рейтингов «Единой России» способствует и начало партийных праймериз, в которые вовлечено большое количество участников спецоперации. В то же время иные парламентские партии почти полностью свернули самостоятельную активность. В лучшем случае они пытаются присоединиться к инициативам единороссов».
Неподдельное удивление Валерия Прохорова и его коллег вызывает невысокий рейтинг КПРФ, широко представленной в политикуме Ульяновской области (губернатор-коммунист, два депутата ГД, член Совета Федерации), что говорит о серьезных недостатках в работе местных коммунистов и в целом об их политической пассивности. Последнее особенно заметно на фоне эффективных действий «Единой России».
Фото: Scott Graham, Unsplash