Лента новостей 

За год в Ульяновской области совершили больше двух тысяч киберпреступлений

31 декабря 2024, 07:29
566
За год в Ульяновской области совершили больше двух тысяч киберпреступлений

Телефонное мошенничество продолжает оставаться одной из самых больших угроз в нынешней реальности. Например, только за этот год на территории Ульяновской области было совершено порядка двух тысяч киберпреступлений, а сумма украденных средств уже приближается к одному миллиарду рублей. Нам удалось поговорить с жительницей Ульяновска, которая недавно в результате неудачного стечения обстоятельств стала жертвой телефонных мошенников.

Виктория Т. (имя потерпевшей изменено. - Прим. ред.) отдыхала у себя дома, листая ленту в социальных сетях. В один момент бытовой шум прервал звук оповещения из «Телеграма». Это было сообщение от бывшей начальницы. Виктория уже давно не работала в ее компании и сильно удивилась неожиданной весточке от экс-руководителя.

Александра Павловна (имя изменено. - Прим. ред.) писала, что ей нужно срочно поговорить с нашей героиней. На предложение созвониться начальница уклончиво ответила, что определенные причины не позволяют ей этого сделать, и обсудить вопрос им нужно именно в чате. «Ну, ладно, в чате, так в чате» - подумала Виктория, не увидев ничего подозрительного в просьбе своей собеседницы.

Александра Павловна написала, что сейчас в организации, откуда уволилась Виктория, проходит проверка кадровых архивов бывших и действующих сотрудников. Что эта «проверка УФБС» внеплановая и направлена на выявление связей с иноагентом, занимающимся спонсированием сил ВСУ. Так было обозначено в скане «документа», который направила Александра Павловна. А еще в одном из пунктов его было конкретно прописано имя нашей героини: именно она подозревается в связи с иноагентом.

В конце сообщения экс-начальница предупредила Викторию, что с ней в ближайшее время должны связаться «работники спецслужб» для более детального введения в курс дела. Виктория, заверив,что Александра Павловна может не переживать из-за этого, завершила диалог.

Выйдя из сети, женщина осталась в некоем смятении: она не понимала, каким образом могла оказаться под подозрением. Тем более с указанным в «документе» человеком она не то что не знакома - впервые слышит о нем. Гнетущие мысли остановил звонок в мессенджере с незнакомого номера. Ответив на него, Виктория оказалась в цепких лапах мошенников.

Как нам рассказала женщина, с этого момента она уже плохо помнит происходящее. Сначала ответила на звонок человека, который представился «майором ФСБ». А дальше начались бесконечные разговоры то с «представителем Центробанка», то снова с «силовиками». Параллельно потерпевшую буквально забросали в соцсетях документами, которые выглядели настоящими: подписи, печати - все было на своих местах. Злоумышленники даже скинули удостоверения «сотрудников Центробанка».

«Вы понимаете, что ситуация серьезная? - холодно спросил голос на том конце провода. - Если вы не выполните инструкции, дело передадут в прокуратуру! Сейчас важно, чтобы вы показали свою добросовестность. Немедленно отправляйтесь в банк. Никому не говорите. Иначе за вами приедут прямо домой».

Страх сковал Викторию, и, будто под гипнозом, она выскользнула из дома. Ей строго-настрого запретили делиться происходящим с родственниками. В затуманенном состоянии наша героиня дошла до отделения банка, где от нее требовалось снять деньги с кредитной карты и положить их на «безопасный счет» одного из банков маркетплейсов.

Выполнив все согласно данной ей инструкции, жертва сказала об этом человеку на той стороне провода. Но 360 тысяч, которые она сняла с кредитной карты, оказалось мало. Аферисты продолжали давить, требуя еще несколько миллионов.

Каждый их шаг был рассчитан до мельчайших деталей. Под маской вежливости скрывались что их проблема далеко не уникальна. Перед ними стояли еще шесть человек, которых обманули подобным образом. А ведь далеко не все находят в себе силы рассказать о своем несчастье публично. Виктория же решила связаться с нашей редакцией и рассказать, что чувствуют жертвы мошенничества:

- Как только я поняла, что произошло, у меня земля ушла из-под ног… Меня изнутри разрывали отчаяние, злость и безысходность. Мой мир рухнул. Сейчас не могу слышать, как звонит телефон. Когда приходят СМС, я вздрагиваю от ужаса. Когда все случилось, мы всей семьей не спали целую ночь, железные тиски, которые не позволяли Виктории остановиться и задуматься. Ее разум, затуманенный страхом и давлением, подчинялся этим голосам, в которых звучал неумолимый приказ.

Уже потом служащая банковского отделения расскажет родственникам Виктории, как заметила женщину, которая в панике кружила возле банкоматов около полутора часов. Сотрудники банка решили выйти, чтобы уточнить, все ли в порядке. На их вопросы Виктория растерянно ответила, что ей нужен еще один кредит. Специалисты, заподозрив неладное, отказали ей в выдаче денег и попросили вызвать кого-то из близких.

По звонку женщины тут же примчался ее взволнованный сын. Не теряя ни минуты, они направились в отделение полиции. Войдя внутрь, они заняли место в очереди к дежурному и узнали, а я буквально стала как зомби. Для нашей семьи это трагедия. Самое ужасное, что нам придется выплачивать кредит еще долгие годы.

Каждый день в Ульяновской области регистрируется от трех до 10 случаев телефонного мошенничества, а ущерб от каждого из них варьируется от нескольких тысяч до миллионов рублей. Преступники целенаправленно обращаются к доверчивым людям, убеждая их выполнять якобы безобидные операции, которые в итоге приводят к утрате значительных денежных сумм.

Тревожным сигналом становится не только частота подобных преступлений, но и стремительный рост ущерба. Это свидетельствует о все более изощренных методах мошенников и их способности адаптироваться к новым условиям.

Александр КУПРИЯНОВ, управляющий Отделением по Ульяновской области Волго-Вятского ГУ Банка России»:

Одна из распространенных схем мошенников - звонки и сообщения от лжесотрудников Банка России. Злоумышленники сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, и предлагают перевести сбережения на «безопасный» счет. Чтобы создать видимость правдоподобности своих действий, мошенники также направляют в мессенджеры или по электронной почте поддельные удостоверения сотрудников Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников, эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Помните, что сотрудники Банка России не звонят гражданам и не направляют никому копии своих документов. Связаться с человеком сотрудники Банка России могут лишь, чтобы уточнить детали по обращению, который человек направлял регулятору. Если с вами связался «сотрудник Центробанка» и разговор зашел о деньгах, сразу кладите трубку. Не вступайте в диалог. Никаких «специальных» или «безопасных» счетов не существует.

Анна РЯЗАНОВА, заместитель начальника УМВД России по Ульяновской области - начальник Следственного управления, полковник юстиции:

Безопасность личных данных в наше время должна быть в приоритете. Никогда не сообщайте коды из СМС или пароли посторонним лицам. Договоры с сотовыми операторами не имеют ограниченного срока действия, и никакие «продления» не требуются. Это лишь уловка мошенников, чтобы получить доступ к вашим личным данным. Ни банки, ни правоохранительные органы не решают вопросы по телефону, особенно в срочном порядке. Если вам поступил подозрительный звонок, не вступайте в диалог - просто положите трубку. При утрате или замене телефона обязательно перенесите учетные записи на новый номер. Используйте сложные, уникальные пароли для аккаунтов. Не забудьте рассказать об этих мерах своим родственникам и знакомым, чтобы обезопасить их данные. Чем больше людей будет осведомлено, тем меньше шансов у мошенников! Берегите себя и своих близких. Одной из причин распространенности таких преступлений является утечка персональных данных. Конфиденциальная информация, включая телефонные номера, становится инструментом в руках злоумышленников. Телефонный номер, который в современной жизни активно используется для связи, регистрации и управления множеством сервисов, часто становится ключом к личной информации человека. Через него можно составить цифровой портрет, узнать данные о банковских счетах, месте жительства, профессиональной деятельности, увлечениях и даже круге общения. Особенно опасны ситуации, когда телефонный номер, вновь выпущенный в продажу, используется для доступа к аккаунтам граждан на портале «Госуслуги». С помощью таких аккаунтов преступники оформляют кредиты в микрофинансовых организациях, заказывают товары в рассрочку на маркетплейсах или используют социальные сети для вредоносных рассылок.

Елена ЛАГУТИНА, медицинский психолог Ульяновской областной клинической психиатрической больницы имени В.А. Копосова:

Если вы оказались вовлечены в подозрительный разговор и не можете сразу положить трубку, попробуйте сделать паузу. Создайте искусственную задержку в беседе, чтобы успокоиться и проанализировать ситуацию. Мошенники всегда пытаются лишить вас времени на раздумья, требуют немедленных действий, создают атмосферу срочности. Но если вы сделаете паузу, глубоко вдохнете и скажете, что вам нужно время, вы сможете взять ситуацию под контроль. Очень важно нарушить их правило «секретности». Поделитесь подозрениями с близкими. Обсуждение ситуации с кем-то, кому вы доверяете, поможет вам взглянуть на происходящее трезво. Особенно это касается пожилых людей: попросите их сразу консультироваться с детьми или внуками. Если после происшествия вы испытываете страх или начинаете избегать использования телефона, это может быть признаком стрессового расстройства. В таких ситуациях важно не стесняться обратиться к психологу или психотерапевту, который поможет вам восстановиться и вернуться к нормальной жизни.

 

Подготовила Анна Садаева

Фото: 1ul.ru

Источник: Ульяновск сегодня