Страсти разгорелись вокруг авангардной композиции, установленной в Западном районе города. Хотя мало кто вообще знает историю возникновения этого «зеленого чуда». Корреспондент Первого ульяновского портала разбиралась в спорном вопросе.
14 лет простояло «Советское «Да» на центральном проспекте второго по величине города Ульяновской области. И вдруг оказалось, что она оскорбительная. Пост об этом под громким заголовком КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Поставьте точку!» на своей страничке написал глава Димитровграда Алексей Кошаев:
«Вот оно, то самое пресловутое "Советское "Да!", о котором давно ведутся споры, которое кого-то забавляет, а кого-то оскорбляет. И в очередной раз вопрос об этом был поднят на вчерашнем Совете ветеранов. Через месяц ветеранская организация вынесет свой вердикт относительно судьбы этого сооружения. Я хотел бы знать и ваше мнение, друзья. Сохранить или нет этот памятник в городе? Напомню, конструкция стоит возле ДК "Строитель", воздвигнута была более 10 лет назад американским участником международного архитектурного десанта, проходившего в Димитровграде».
В комментариях под постом тут же развернулась бурная дискуссия. Мнения разделились. Первые высказывали свое категоричное «фу» памятнику, вторые встали на его защиту, третьи предлагали одно снести, другое поставить.
Так кого же оскорбляет эта композиция и что вообще собой олицетворяет? Как пояснил Кошаев, по мнению ветеранов, памятник оскорбляет советское прошлое, а значит, и их тоже. Хотя на самом деле никакого особого смысла в этой декоративной скульптуре, именно так обозначается объект, а вовсе не как памятник, нет.
Какое все зеленое, какое все красивое
Какова же история возникновения «Советского «Да»? Ее хорошо помнит Татьяна Тарасова, которая в 2003 году, когда скульптура появилась на свет, занимала должность главного архитектора Димитровграда. Мэром тогда был Сергей Морозов, жизнь в городе бурлила, атомный центр Ульяновской области претендовал на еще одно высокое звание – культурной столицы Поволжья. В разных районах устанавливали памятники, так улицы украсили скульптуры и бюсты Калинина, Гончарова, купца Маркова.
Именно в это время в Димитровград прибыл архдесант – известные, уважаемые архитекторы, дизайнеры из разных стран мира: Индии, Камеруна, Германии, Англии, Испании. Среди них и Владислав Кирпичев - архитектор, создатель и руководитель детской архитектурной студии ЭДАС, лауреат премии ЮНЕСКО, лауреат Государственной премии Российской Федерации, профессор архитектуры: в разные годы преподавал во Франкфурте на Майне, Лондоне. С ним приехали и его студенты-иностранцы.
- Задача участников архдесанта заключалась в том, чтобы создать и представить проект модернизации Димитровграда. А он был для них настоящей экзотикой. Формулировку «зеленый город» иностранцы восприняли буквально, решили, что здесь все должно быть зеленым: дома, заборы, транспорт и тд. Они гоняли по улочкам на велосипедах и то и дело восклицали: «Грин! Грин!», - с удовольствием вспоминает о том времени Татьяна Тарасова.
Вдохновленные красотой городка в лесу, участники международного архитектурного проектного семинара АРХДЕСАНТ выдали на гора множество самых разных оригинальных предложений и идей по его обустройству и благоустройству. И не только на бумаге. Один проект был придуман, создан и установлен на проспекте Димитрова.
Студент из Англии Кристофер Самуэлян (сейчас, к слову, довольно известный архитектор) решил сделать некий авангардный объект. Вместе со своим педагогом, знаменитым Кирпичёвым, отыскали подходящие металлические профили, договорились с одним из предприятий, приехали туда. Воплощать идею в жизнь доверили двоим сварщикам – Юре и Саше. На ломаном англо-русском языке Кристофер битый час объяснял им, что в итоге должно получиться. Юра и Саша поняли: «Типа как черный квадрат Малевича что ли?»
- Да!!! – обрадовался международному взаимопониманию Кирпичёв и добавил: - Если сварщики в провинциальном городке знают Малевича, страна будет жить.
И дело пошло. Работу прерывал лишь голос Кристофера, который, увидев что-то необычное, удивлялся:
- Советское?
- Да! – на очередной вопрос Юра и Саша отвечали уже хором.
Поэтому, когда объект абстрактного искусства был готов, название для него уже созрело: «Советское «Да». Замысловато наклонно приваренные друг к другу куски металла «сдобрили» мерцающими фонариками и водрузили на постамент на проспекте Димитрова. Первое время горожане буквально замирали перед «подмигивающим инопланетяниным», удивлялись, улыбались, рассказывали тем, кто еще не видел.
На вкус, на цвет
Интерес к скульптуре первое время был велик. С годами затих. И вдруг – снова ажиотаж. Почему-то абстрактному объекту придали какой-то конкретный смысл и увидели в нем оскорбление.
- Да нет в нем никакого скрытого смысла, это просто абстрактная скульптура, кого она может обидеть? В Димитровграде много классических памятников, но почему в нем нет места для такого искусства? Ведь многие города мира гордятся подобными незамысловатыми объектами, у каждого из них своя история, к ним приходят туристы, фотографируются. И вообще, надо не разрушать и ломать, надо создавать новое. Если горожане считают, что не хватает патриотизма, нужно его привнести. Но одно другому не мешает. Лучше привести город в порядок, благоустраивать территории, ставить новые разные памятники, - считает бывший главный архитектор Димитровграда Татьяна Тарасова.
За комментариями мы обратились и к главе города Алексею Кошаеву. В ответах он был более чем краток.
- Как вы лично относитесь к этому объекту?
- Я его лично памятником не считаю просто некая архитектурная форма.
- Когда будет вынесено окончательное решение о возможном демонтаже объекта?
- Есть определённая процедура, которую необходимо пройти, а она не быстрая.
- Во сколько обойдется демонтаж?
- Расходы даже не просчитывались.
- К чему склоняется большинство горожан? Есть ли какие-то предварительные данные?
- Данное предложение пока поступило от совета ветеранов. В любом случае будут решать горожане.