Сегодня мы поговорим о психическом здоровье наших детей, которое является одним из важных критериев здоровья ребенка в целом.
На современном этапе развития общества на качество жизни населения оказывает значительное влияние психо-эмоциональная обстановка в обществе. Ускорился темп жизни, предъявляемые требования растут. Люди не чувствуют себя в безопасности, повышается агрессивность и тревожность. От этого страдают, в первую очередь, наши дети, у которых выявляются различные фобии.
На вопросы: «Откуда берутся страхи у ребенка?» и «Нужно ли с этим бороться?» нам ответит специалист ГУЗ «Городская клиническая больница №1», Перинатального центра, клинический психолог Людмила Владимировна Шеймухова.
Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как он всегда предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражаться через тонкую гамму чувств и переживаний.
Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. По мере взросления эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, фобии дополняются социально обусловленными, окрашенными способностью сопереживать другим, чувством стыда, вины, гордости, самолюбия и т.п.
Насколько будет выражена та или иная боязнь и будет ли она выражена вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
Чтобы помочь ребенку, для начала нужно отличать боязнь как проявление инстинкта самосохранения, имеющего защитную функцию, которая позволяет избежать соприкосновения с объектом страха, от страха невротического, носящего хронический характер и обусловленного не столько ситуацией, сколько воображением.
Инстинктивный страх кратковременен, обратим, и сам исчезает, он не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Невротические фобии мешают человеку жить, принимают крайние формы выражения. Для детей можно говорить о возрастных нормальных страхах.
Возрастные особенности проявления страхов: 8 месяцев - боязнь незнакомых людей; после 1 года - страх одиночества, иногда - высоты, глубины; 1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов; 2 года - боязнь наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, животных (волков), уколов; младший дошкольный возраст - ребенок боится сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства; старший дошкольный возраст - страх собственной смерти, смерти родителей, боязнь животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения бандитов, войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием; младший школьный возраст - страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, несчастья (магические представления); подростковый возраст - страх смерти родителей и войны. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов.
Наличие страхов у родителей. Доказано, что больше всего это наблюдается у детей, чьи родители сами чего-то опасаются и чрезмерно тревожны. Ребенок словно «заражается» таким поведением. Как следствие, у них появляется неуверенность в себе, а в некоторых случаях страхи приобретают форму ночных кошмаров.
Тревожность в отношениях с ребенком. Избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Часто мы, родители, сами навязываем ту или иную фобию своим поведением, фразами: «Не ходи туда, там злая собака бегает - укусит!», «Нужно одеться теплее, а то на улице холодно - простудишься!». Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. «Кушай кашу, а то «бабайка» придет и съест тебя!». «Не перестанешь плакать, я тебя тете доктору отдам, она тебе укольчик сделает!». А ведь ваш маленький ребенок искренне верит этим, казалось бы, несерьезным увещеваниям.
Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или/и полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола. «Давай ты (супруг) будешь воспитывать/наказывать сына, а то мне его жалко», «Нельзя, чтобы отец ругал дочь, я лучше знаю, как обращаться с девочкой».
Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков. Здесь и неполные семьи, где отец испаряется после развода или мать ребенка запрещает им видеться, и даже полные, где папа исполняет роль исключительно добытчика, а ребенка видит в основном спящим.
Не забываем о том, что воспитатели детских садов, учителя, врачи главным образом - женщины. Конфликтные отношения между родителями (когда ребенок опасается, не распадется ли семья, а для него это - целый мир). Психические травмы типа испуга (например, многочисленные истории со злыми собаками).
Психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстника- ми и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта фобии, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьи представления о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
Теперь рассмотрим основные способы преодоления страхов.
Юмор. Посмейтесь вместе с ребенком над тем, чего он боится (не высмеивать самого ребенка и то, какой он трус, а именно предмет страха). Например, малыша пугает волк: расскажите ему смешную историю, как зверь захотел мороженого, съел его, весь перемазался и теперь выглядит забавно и нелепо. Разве такого можно страшиться? Изобразите страх ребенка с помощью красок, пластилина. Можно вырезать фигуру из бумаги и затем преобразить. Главное, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное участие, а вы ему только помогаете, и только с разрешения.
Запрещено предлагать свои способы, какими бы замечательными они вам не казались. Это страх ребенка, а не ваш. Со своими работайте, не привлекая детей.
Детализируйте страх. Не бойтесь говорить о переживаниях малыша. Родители иногда думают, что, проговаривая, например, ночной кошмар сына или дочки вместе с ними, они таким образом повторно травмируют психику ребенка. На самом деле, чаще всего мамы и папы просто могут не знать, как поддержать свое чадо или сами чего-то боятся. Но проговоренное переживание, в том числе и страх, - это половина успеха. Придумайте забавную историю, в которой будет досконально описано то, чего боится ребенок. Обговорите все детали: одежда, цвета, обстановка. Ведь то, что мы хорошо знаем, нас не пугает, и то же относится к детским фобиям.
Очень хороший способ - сочинить сказку на «злободневную» тему, и при этом ее конец должен быть обязательно счастливым: герой побеждает то, что его мучает.
Родители нередко прибегают к «закаливанию» - борются со страхами с помощью еще больших страхов. Например, закрывают кроху одного в комнате, если он боится темноты, считая, что так он быстрее привыкнет и перестанет бояться. Но это лишь еще больше напугает малыша, не говоря о том, что он может испытать стресс, который способен привести к неврозу, заиканию и даже отклонениям в развитии.
Задача родителей - научить ребенка быть разумным и осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. Истинная цель «безопасного» воспитания - внушить растущему человеку уверенность в его возможностях, в том, что, если будет соблюдать определенные правила, он вряд ли попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.