Пока аэропорт «Баратаевка» закрыт на ремонт, мы вспоминаем события, происходящие там почти 45 лет назад. Тогда на аэродроме развернулись съемки культовой советской комедии Эльдара Рязанова «Невероятное приключение итальянцев в России». Корреспондент 1ul.ru разыскала и пообщался с дочерью известного ульяновского пилота Ивана Антоновича Таращана. Людмила Ивановна поделилась подробностями, о которых знают только участники событий.
Съемки культовой комедии СССР
Тогда итальянские лётчики не согласились снимать сцену посадки ТУ-134 на шоссе. Режиссёру Эльдару Рязанову в министерстве Гражданской авиации посоветовали обратиться в летное училище Ульяновска. На просьбу о помощи откликнулся замначальника школы по летной подготовке Иван Антонович Таращан, но попросил в ответ разрешения на съемки от министерства. «Добро» там не дали, но и снимать не запретили. В письме - значилось «…под личную ответственность…».
-Папа сказал: «Хорошо, если под мою ответственность, то я это сделаю». Отец не знал сюжета всего фильма. Он смотрел только ту часть сценария, что ему нужно было снять. Он человек ответственный, дисциплинированный, а летать нужно было очень низко над землей, то есть, нарушив все инструкции, - вспоминает Людмила Ивановна.
Решено было замаскировать взлётно-посадочную полосу под трассу, а в целях безопасности за руль снующих под самолетом машин на псевдошоссе посадить летчиков ШВЛП. На ульяновский аэродром приехала вся съемочная группа, Эльдар Рязанов с итальянским режиссером, а также часть актерского состава. Весь процесс развернулся на глазах у самой Людмилы Таращан:
-Удалось поговорить с Эльдаром Александровичем. Рязанов был тогда интересно одет. Носовой платочек с четырьмя уголочками на голове. Он такой весь полный, массивный, добрейший души человек. Без пафоса. Простой очень в общении. Я тогда замечание известному режиссёру успела сделать. Говорю, у вашего актера - командира - фуражка не по форме. Рязанов быстренько все поправил, и за штурвал посадил моего отца. Папа и попал в кадр фильма.
В это время на борту самолета были не только члены экипажа, но и слушатели-курсанты. Иван Антонович воспринял съёмки, как часть работы. Поэтому ни копейки денег за них не взял.
-Он весьма скромный человек, - добавляет дочь.
После съемок жизненные пути Эльдара Рязанова и Ивана Таращана больше не пересекались. Связь они не поддерживали. Но известный режиссер в своих книгах «Неподведённые итоги» и «Подведенные итоги» позже писал о летчике.
-Рязанов папу помнил. Когда школа отмечала юбилей, начальником училища уже был Сергей Краснов, связались с Рязановым и Эльдар Александрович прислал небольшое видео, где рассказал о тех съемках и, конечно, о вкладе моего отца. Но папа, к слову, комедию эту вообще не любил...
Людмила Ивановна признается, что дома о двух съёмочных днях больше никогда не вспоминали. Лишь однажды дочь летчика поинтересовалась смыслом «высокого пилотажа», который демонстрировал ее отец, сидя за штурвалом ТУ-134.
-«Низко спуститься и знать, когда вовремя уйти», - ответил тогда мне папа. Коротко и ясно. Больше в семейном кругу мы эту тему не поднимали. Фотографии со съёмочного процесса не то, чтобы не сохранились, их попросту нет в природе. Тогда было не принято.
Из медика – в пилоты
Сам Иван Антонович родом с Украины. Когда ему исполнилось 14 лет, он из родного села прямиком направился в город Первомайский получать образование. Там поступил в медицинское училище на фельдшерско-акушерское отделение. Профессия «фельдшер» была почти освоена, когда в образовательное учреждение пришел летчик. Подробный рассказ о железных птицах, о важности гражданской авиации настолько увлек Таращана, что он перед выпускными экзаменами оставил навсегда медицину и перевелся на 1 курс в летное училище в Первомайском. В 1941 году грянула война. Летчика вместе с другими студентами и всем педагогическим составом эвакуируют в Казахстан. Там Иван Антонович заканчивает обучение. Выпускником он рвется на фронт, однако начальник летной школы высшей подготовки его не отпустил и оставил при школе, инструктором.
-Он чувствовал хорошо машину, не зря о папе говорили - летчик от Бога. Ему это было, действительно, дано свыше, -рассказывает Людмила Таращан.
После войны перед Иваном Антоновичем открывались большие возможности в области авиации. Но Таращан четко знал свое предназначение и ни на что не разменивался:
-Я учить буду.
В 1950-ом году училище перебазировалось в Ульяновск. В 1963-м Иван Таращан, после окончания высшего авиационного училища в Ленинграде, назначен на должность замначальника школы по летной подготовке. В этом статусе он проработал 11 лет. После того, как стало подводить здоровье, летать Таращану уже было не по силам. Но и авиацию оставить он не мог. Тогда его переводят на должность начальника тренажерного комплекса, где он проработал еще 21 год. В Ульяновске Иван Антонович провел остаток своей жизни.
-Преподавал, пока не лег в больницу. Оттуда он уже не вышел. Умер в 75 лет. И на пенсии так ни одного дня не был. Хотя мы ему сколько раз говорили, папа, хватит работать…
Иван Таращан также был был заядлым охотником и пасечником
Фото из личного архива Людмилы Таращан, скриншот с youtube, соцсети