На прошлой неделе, 16 мая, в Ульяновске отметили 403-ю годовщину со дня рождения основателя нашего города Богдана Хитрово. У памятника в его честь ему посвятили небольшой праздник
Но каким был этот человек?
В Российском государстве во времена царствования Алексея Михайловича Романова Богдан Матвеевич слыл персоной неординарной, масштабной. Природа щедро одарила его талантами: проектировщик, организатор и строитель городов и засечных черт, отважный воин, царедворец, дипломат, интеллектуал, любитель искусств, превративший Оружейную палату в нечто вроде академии художеств, щедрый меценат... Невероятно, но почти все, за что брался Богдан Матвеевич, имело успех.
Потомок ордынца Еду-хана, перешедшего вместе с братом на службу к рязанскому князю Олегу и имевшего прозвище «сильно хитр», Богдан, по данным историков, родился в начале мая 1615 года. Предполагается, что он воспитывался вместе с будущим царем Алексеем Михайловичем, иначе чем объяснить его невероятный карьерный взлет.
В 19 лет Хитрово - «комнатный стольник у крюка». Должность для современного человека загадочная. Выглядело же это так: для особой церемонии Богдан впускал к государю в «престольную» комнату по списку «высшие и служилые чины». Такое доверялось только избранным, особо доверенным людям.
Известно, что молодой Хитрово был прекрасно образован, знал латынь и польский язык. До строительства Карсунско-Симбирской засечной черты, основания Карсуна и Симбирска, он уже имел солидный опыт в этом деле. В должности воеводы Темниковского уезда Богдан Матвеевич руководил возведением Керенской засечной черты, занимался укреплением черты, которая вела к реке Суре.
В 1648 году воеводе было 33 года - прекрасный возраст для свершений. Именно тогда он, за год до этого пожалованный в окольничьи, и заложил «град славный и похвальный» - Симбирск. Интересно, что незадолго до появления на Симбирской горе весной 1648 года Хитрово пировал на свадьбе царя Алексея Михайловича в Москве. Такой чести удостаивались лишь самые близкие и уважаемые люди. Неудивительно, что и в дальнейшем карьера у этого баловня судьбы и любимца царя складывалась.
Он возглавлял приказы - Челобитный, Земский, Ствольный, Новой чети, Большой дворец. Был полномочным послом в Польшу, принимал самое активное участие в походах против Польши (1654-1655) и Швеции (1656), которые увенчались победой русского оружия и способствовали воссоединению Украины с Россией. За дипломатические и воинские заслуги Хитрово в 1667 году был пожалован в бояре. Но славу он снискал не только в строительстве городов и черт, не только на поле брани и на коврах дворцовых залов.
С 1654 года и до самой своей смерти в 1680 году Богдан Матвеевич руководил Оружейничьим Приказом. При нем расцветают искусства и ремесла. В Оружейную, Золотую и Серебряную палаты привлекаются лучшие мастера. Между тем время для культуры было не самое лучшее. В Русской православной церкви произошел раскол. Вводились запреты на иконопись. Но «ни громы Аввакума, ни строгости Никона, ни невольная поддержка патриарха царем, видимо, не смущали Хитрово, и он твердо отстаивал своих художников-иконописцев. И наша иконопись, развитие которой относится именно ко второй половине XVII века, очень и очень многим, если не всецело, обязана именно этому «на все руки мастеру», показавшему себя таким недюжинным покровителем талантов и умелым отыскивателем их, не стесняясь их подчас резким уклонением от греческого письма», - таково авторитетное мнение известного искусствоведа начала ХХ века В. Трутовского.
Этот автор утверждал, что Хитрово «не стеснялся ни происхождением, ни вероисповеданием, конечно, христианских оттенков, лишь бы человек был талантлив. И вот мы видим при нем и православных, и латынян, и протестантов, поляков, немцев, татар, армян, греков, евреев, шведов и т.п. Это должно было дать иконописной мастерской Оружейного Приказа совершенно своеобразный характер, создать своего рода академию художеств, где, хотя и в ограниченной области, каждый талант находил себе полную свободу работать в указанных направлениях».
У Богдана Матвеевича работали и выдающиеся оружейники, кузнецы, ювелиры, другие мастера. Теперь их произведения выставлены в лучших музеях России. При нем было выпущено немало печатных книг. Это, например, «Большая государственная книга», предназначавшаяся царевичу Федору Алексеевичу. Хитрово превратил Оружейную палату в настоящий музей, и сам стал одним из первых коллекционеров произведений искусства. А сколько даров из ценных древних книг, икон, колоколов и церковной утвари он подарил храмам и монастырям - не счесть!
Неординарным было и окружение боярина. Он дружил с основателем Греко-латинской академии Федором Ртищевым. Ученый и поэт Симеон Полоцкий, тоже друживший с Хитрово, от души написал ему такие строки: Богдан Матфеевич, дедушко мой драгий, рода нашего сам отче преблагий. Ты прибежище людям еси, за то мзда тебе будет на небеси.
Умер основатель нашего города в марте 1680 года. Его похоронили в некрополе Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря среди могил знати и царских родственников. В завещании Богдан Матвеевич распорядился отпустить на волю своих крепостных. Последовавший царский указ гласил: «Кабальных и полонных людей, которые за ним жили во крестьянстве по судным и в родовых и в выслуженных его поместьях и в вотчинах, а которые крестьянские дети и во двор взяты из поместий и из вотчин его, освободить на волю, и впредь никому то за образец и в пример не ставить».
Изображения Хитрово до нашего времени не дошли. Но есть предположение, что он запечатлен на иконе Живоначальной Троицы работы мастеров Оружейной палаты: маленькая фигурка худого, с длинной седой бородой старика молитвенно обращена к Отцу, Сыну и Святому Духу, благосклонно сверху взирающими на него...