Лента новостей 

О транспортных развязках, реновации и обновленном генплане города. Беседуем с главным архитектором Ульяновска Михаилом Мишиным

3 мая 2017, 00:00
1 6673
Биография
Михаил Мишин
Михаил Мишин

Главный архитектор Ульяновска.

Корреспондент Первого ульяновского портала узнал, какие правки будут внесены генплан, и как должен измениться облик города.

– Михаил Геннадьевич, какие сегодня у города есть перспективы строительства, как развиваются комплексные программы благоустройства и реновации жилья?

– Чисто математически динамика положительная: количество обращений в наше управление в эти месяцы растет. Обращаются за получением градостроительных планов, разрешениями на строительство. Как программы будут реализованы, есть ли у застройщиков потенциал в течение года выдержать те темпы, которые они заявляют на уровне получения разрешительных документов, – это уже вопрос самих компаний. Пул застройщиков в Ульяновске более-менее организовался, он стабильный.

Программа реновации жилья интересна с точки зрения развития города, так же, как и программы по благоустройству, монтаж и демонтаж НТО (нестационарные торговые объекты), рекламных конструкций. Но эти темы сложно управляемы, потому что всегда включается некая бизнес-модель: это мероприятие просто заявлено или экономически обосновано? Провозглашенные задачи почти всегда благие, но нужно еще найти экономический механизм их реализации. В Ульяновске до сих пор есть большой потенциал развития, эти модели начинают срабатывать.

Точечная застройка или реновация?

– Переходя к вопросу реновации, хочу отметить: горожане почему-то боятся термина «точечная застройка». Я с точки зрения профессионального восприятия этого термина не боюсь. Сейчас его заменили на более благозвучный – «реновация». Какой механизм у реновации? На конкурсе выторговывается некий участок, на котором уже существует деградирующая застройка – аварийные дома. Инвестор, как за счет собственных средств, так и с участием города занимается в первую очередь расселением жителей, выполняет снос и строит новый дом, за счет которого после получает прибыль. Программа сложная, но, по сути, приближена к точечной застройке – немного увеличена по площади и является по сути комплексным освоением территории. Если подходить с точки зрения градостроительных норм, соотношение площади застройки и территория, которая подлежит благоустройству, должна соблюдаться.

Проблема в том, что при точечной застройке идет сверхуплотнение жилья и максимально сокращаются территории, предназначенные под благоустройство. Есть несколько уровней документов, которые нормируют эти соотношения. В том числе есть документы, которые нормируют застройку – ПЗЗ (правила землепользования). ПЗЗ состоят из двух частей – текстовая, где прописываются требования к каждому участку, и графическая, которая делит весь город на разные зоны в зависимости от требований к застройке.

– Приведите конкретный пример реновации?

– Реновация жилья на улице Героев Свири. Туда заходит серьезный инвестор, который сможет за свой счет обеспечить самое главное – переселение и снос. Сейчас идет разработка проектов самих зданий, в ближайшее время инвестор выйдет на экспертизу проектных решений. Территориальная зона здесь такова, что строить можно до 24 этажей. Сколько этажей будет в конечном итоге, увидим в проекте и выводах экспертизы.

– Какая еще работа сейчас проводится управлением архитектуры и градостроительства администрации города?

– Мы занимаемся генпланом, территориальным планированием, пытаемся вести муниципальное нормотворчество в части воссоздания или создания процедуры совершенствования архитектурного облика. Вышла парадоксальная ситуация: управление архитектуры, исторически так получилось, занимается земельно-правовыми вопросами и не занимается архитектурой и градостроительством. Например, разработкой генплана занимается сторонний проектировщик.

Генеральный план Ульяновска был разработан и утвержден в 2007 году, минимальный срок его действия – 20 лет. Сегодня идет процедура внесения изменений в документ. Цель проекта – актуализировать генплан с учетом прошедших за 10 лет изменений в застройке, освоения новых микрорайонов и привести его к соответствию требованиям градостроительного законодательства.

– На какой стадии находится проект изменения генплана?

– На этой неделе мы встречаемся с проектировщиками и выходим на заключительную фазу – подготовку к публичным слушаниям. В конце прошлого года материалы разместили в открытом доступе. Сейчас документ находится на этапе согласования и утверждения. Федеральные и областные министерства и ведомства высказали свои пожелания. У нас большое количество замечаний, часть уже отработали. На публичные слушания выходим в конце лета.

По нашим расчетам корректировки будут приняты в ноябре 2017 года.

– Что нового появится в городе?

– Федеральным законодательством введены новые правила оформления карт генплана. По документу 2007 года у нас было 17-18 территориальных зон. Сейчас количество таких зон, различных по назначению, резко сокращается до 7 в соответствии с законодательством. Вот эта территория – для жилого строительства, эта – для зеленых насаждений и т.д. Сокращаем возможность трактовки ситуаций, разночтений генплана.

– Говорят, что Ульяновск по площади очень большой город, так ли это?

– Он не очень большой, у него очень низкая плотность населения. Это проблема для города, потому что вызывает, в первую очередь, искусственное удлинение всех коммуникаций – инженерных и транспортных. Плотность населения в Ульяновске в 1,5 раза ниже, чем в Самаре, в 2 раза ниже, чем в Казани, и в 5 раз ниже, чем в любом нормальном европейском городе.

В связи с этим возникает проблема расстояний. То, что город разделен реками, это и плюс, и минус. Вторая гигантская проблема – наличие территорий специального использования внутри города, промышленные зоны – УАЗ, моторный завод и другие. Над темой Арсенала специалисты по генплану уже поработали – с этой территории снимается санитарно-защитная зона. Теперь там можно строить.

– А что ждет Нижнюю Террасу?

– Есть возможность качественно решить градостроительные вопросы. Мы думаем запустить большой международный конкурс на разработку концепции застройки этой территории. С градостроительной точки зрения это очень удачное место, геометрически Нижняя Терраса – центр города. Там так или иначе присутствуют и транспортная доступность, и наличие инженерных коммуникаций. Вопросы, связанные с безопасностью территории из-за дамбы имеют вполне понятное техническое решение.

Задача стоит сложная: жители Нижней Террасы уже разделились на два лагеря. Одни говорят – жить невозможно, хотим отсюда уехать. Другие говорят – нам нравится, мы хотим здесь жить. Обе точки зрения имеют право быть, нужны широкие общественные обсуждения концепции обустройства этой территории. Лично мне Нижняя Терраса очень нравится, я вижу здесь перспективы для развития.

– Какие изменения коснутся дорог в ближайшее время?

– Сейчас активно прорабатывается тема с улицей Азовской. Планируется активное освоение части территорий УАЗа. Обеспечить к ним транспортный доступ практически невозможно. Поэтому рассматриваем возможность строительства магистрали от Азовской до Сельдинского шоссе по краю территории завода.

Говорить о решении проблем всех развязок и магистралей не приходится. Надо «развязывать» самые болевые точки.

– Какие участки «самые болевые»?

– Все, что связано с Московским шоссе, Сельдинским шоссе, Дачным поселком. Надо перерабатывать транспортную схему города. И это является основной проблемой при согласовании корректировок генплана, минтранспорта сделало серьезные замечания. Федеральный бюджет расписан наперед, там не учтена наша потребность, допустим, развязки на Димитровградском шоссе. Она нам нужна, но федеральных денег для строительства пока нет. Опираясь на проектные решения, предусмотренные в Генплане легче планировать будущее федеральное финансирование.

Согласно готовящимся изменениям в генплане у нас появляется 51 новая кольцевая развязка – их городу не хватает. Но не все реально сделать. В ближайшее время постараемся решить вопрос строительства развязки на Хлебозаводской, в районе УлГУ – она должна быть многоуровневой, это обеспечит нормальное функционирование транспортной системы. Через железнодорожные пути на Хлебозаводской должно быть организовано автомобильное движение. Дополнительные развязки, согласно изменениям генплана, должны появиться на пересечении:

1)      магистральной улицы непрерывного движения «Север-Юг» с существующими и магистральными улицами общегородского и федерального значения в Засвияжье, Железнодорожном и Ленинском районе,

2)      улиц 12 Сентября и Минаева,

3)      улиц Гончарова и Минаева

4)      улицы Хваткова и проспекта Гая с проектируемой улицы от улицы Кольцевой до существующего западного обхода (Засвияжский и Железнодорожный район),

5)      Московского шоссе с улицей Промышленная и проектируемой улицей вдоль железной дороги,

6)      проектируемого участка Димитровградского шоссе с улицами Краснопролетарская и Шоферов в Заволжье,

7)      улиц Оренбургская и Врача Михайлова,

8)      продолжений улиц Оренбургская, Маршала Устинова, проспекта Ленинского Комсомола, 2-го Инженерного проезда,

9)      1-го проезда Инженерного, 2-го проезда Инженерного и Врача Михайлова.

Всё это огромный объем работ, но без таких решений транспортные проблемы не решить.

– Что будет с территорией кинотеатра «Рассвет»?

– Мы прошли публичные слушания по проекту планировки территории. Участок территориально сбалансировали, подготовили под проектирование и возможное строительство. Инвестор нам предлагал проект планировки территории, она предназначена под общественный центр. В скобках было написано – гостиница, и все за эти скобки зацепились. Никто сейчас не рассматривает проект здания на этом месте, прошла лишь процедура межевания, и она получила практически единогласное одобрение на публичных слушаниях. Что будет конкретно построено на этом месте, сейчас говорить рано.

– Появится ли в городе цирк?

– По цирку пока нет однозначного решения, он не предусмотрен как муниципальный объект, который должен найти свою точку размещения на схемах генплана. Но очевидно это как раз тот вопрос, который можно и стоит обсуждать с привлечением общественности.

Вот зоопарк будет точно. Рассматриваются два варианта, один из них, судя по всему, будет реализован – рядом со станцией юннатов в районе Черного озера. Второй вариант был неожиданный, но тоже достаточно интересный – в районе парка Прибрежный.

Интересна реконструкция парка Прибрежной – туда привлечены серьезные федеральные средства. Это программа консалтингового бюро «Стрелка», которое разрабатывает проекты парков и общественных городских пространств. Ульяновск вошел в число 15 городов-участников архитектурного конкурса при поддержке Минстроя РФ.

На преображение Прибрежного и парка Дружбы народов направят очень серьезные федеральные средства, сейчас специалисты бюро готовят концепцию развития территорий.

По программе «Стрелки» первые проектные результаты появятся к концу августа, финансирование начнется зимой. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы получить предпроектные материалы и понять, как территорию планируется развивать. Первые работы, вписывающиеся в концепцию, выполним в этом году за счет средства областного и городского бюджетов.

– Как изменится количество парков, скверов и зеленых зон?

– По проекту в городе появятся четыре новых парка (на улице Шолмова, восточнее дома №87 по улице Промышленной; в поселке Новосельдинский, южнее дома №9; на проспекте Авиастроителей, 28, северо-восточнее Храма святителя Николая; на улице Панорамной), четыре сквера (на проспекте Авиастроителей, юго-западнее дома №25; западнее базы отдыха «Березовая роща»; на улице Докучаева, восточнее дома №22; на улице Пушкарева, западнее дома №56), аллея на проспекте Туполева, 18, юго-западнее АЗС и одно место озеленения на улице Рябикова, юго-западнее дома №42.

– После внесения изменений в генплан по скверу «Возрождения духовности» на улице 12 Сентября больше не будет разночтений?

– По проекту он отнесен к зоне размещения скверов и парков, разночтений быть не должно.

– Как сильно изменения в генплане повлияют на город, и каким вы видите Ульяновск после?

– Мне, безусловно, хочется принять подготовленные изменения в генплан. Этот документ нужен городу. Но принимаемый проект уже сейчас отражает не все, что должен – есть потенциал для развития. В целом, мне хочется, чтобы город стал добрее – это жители, и красивее – это архитектура.



комментарии

Максимальная длина сообщения 600 символов.
  • Гость

    12 мая 2017, 1:11

    Город уже на 25 лет убит в плане разумной застройки. Так что хорошего ждать не приходится.


Материалы по теме


Читайте также
6 декабря 2017
Ольга Макарова: «Я не ставлю сверхзадач, которые невыполнимы» Ольга Макарова: «Я не ставлю сверхзадач, которые невыполнимы»
Первый ульяновский портал продолжает освещать фестиваль здоровья, таланта, красоты и спорта «Миссис Ульяновск 2018». На данный момент конкурс прошел свой экватор, впереди участниц ждет еще один этап и грандиозный финал. Сегодня мы говорим с основателем, руководителем и идейным вдохновителем фестиваля Ольгой Макаровой.
29 ноября 2017
Режиссер-постановщик спектакля «Петя и волк» Иванова-Брашинская: «Куклы могут изменить мир!» Режиссер-постановщик спектакля «Петя и волк» Иванова-Брашинская: «Куклы могут изменить мир!»
В начале декабря – 2 и 3 числа – ульяновских зрителей ждет премьера спектакля по музыкальной сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк». Репетиции идут полным ходом, но нам удалось поговорить с режиссером-постановщиком спектакля Анной Ивановой-Брашинской.
23 ноября 2017
Директор «Спектр-Авиа» Сергей Карташов: «Окраска Аirbas А380 в России станет прецедентом мирового уровня». Директор «Спектр-Авиа» Сергей Карташов: «Окраска Аirbas А380 в России станет прецедентом мирового уровня».
Ульяновск не зря называют авиационной столицей – в городе много предприятий и организаций, связанных с авиационной отраслью. Всегда на слуху УИ ГА, «Авиастар», «Волга-Днепр», «Ульяновск-Восточный», «АэроКомпозит», чаще стало звучать название «Спектр-Авиа». Сегодня о малоизвестные фактах истории самолетостроительного завода, о будущих проектах и о том, как красят самолеты, мы беседуем с директором ОАО «Спектр-Авиа» Сергеем Карташовым.