Лента новостей 

«От покупки поддельного полиса ОСАГО не застрахован никто». Интервью с руководителем ульяновского Центра по защите прав потребителей Денисом Литвиновым

16 октября 2014, 00:00
0 3829
Биография
Денис Литвинов
Денис Литвинов

Руководитель ульяновского Центра по защите прав потребителей

Получение полиса ОСАГО до сих пор остается «головной болью» для большинства ульяновских автовладельцев. Несмотря на то, что недавно на федеральном уровне было принято решение о повышении базового тарифа обязательного автострахования, кардинально проблему это не решило. Более того, к ней прибавилась новая – некоторые ульяновские водители обнаружили, что полисы ОСАГО у них поддельные.

О том, как не стать жертвой мошенников* и можно ли выиграть «битву» с недобросовестными страховщиками, рассказал руководитель ульяновского Центра по защите прав потребителей Денис Литвинов.

- Денис Александрович, как вы считаете, что спровоцировало появление подделок на рынке?

- Мы связываем это с тем, что полисы ОСАГО в принципе не работают. На федеральном уровне была создана искусственная ситуация: людей обязали получать бумажку, без которой нельзя ездить по нашим дорогам. Необходимости в полисе ОСАГО многие автомобилисты как не видели, так до сих пор и не видят. Поэтому спокойно покупают поддельные полисы, даже зная о том, что это фальшивка.

- Кто продает подделки?  

- По дошедшей до нас информации, ими могут торговать страховые агенты официальных организаций. Водитель приходит покупать полис, ему говорят: есть на выбор полис от компании, которая выплачивает страховое возмещение; от компании, которая его не выплачивает; от страховщика, который должен разориться или уже разорился, а также поддельный.

- Получается, для многих автомобилистов полис, по сути, всего лишь бумажка, нужная лишь для того, чтобы не было проблем с ГИБДД?

- На мой взгляд, их можно сравнить пятой ногой у собаки. Кто-то наверху принял решение, что полисы должны быть, выпустил соответствующий приказ. Но при этом созданы все условия для того, чтобы их невозможно было купить. Случаев, когда произошло ДТП, в котором человек признан невиновным, но деньги ему не выплачивают, он идет в суд и проигрывает, масса. Возникает резонный вопрос:  зачем вообще тогда нужен полис? Так что поведение водителей, покупающих подделку, вполне объяснимо. Если кто-то придумал искусственную ситуацию, заставляет тратить деньги, логично найти способ их сэкономить, выбирать самые дешевые варианты – поддельные полисы.

- Но наверняка к вам обращаются и те, кто не знал, что они поддельные?

- Да, есть и такие. Яркий пример – водители маршрутных такси. Когда невозможно было купить полис ОСАГО, а работать нужно, день простоя – нет прибыли, они просто не успевали вникнуть в ситуацию. Им говорили: вот там можно недорого и без проблем купить полис. Выявляется же фальшивка только в случае, если произошло ДТП.

- Чем отличается полис поддельный от настоящего?

- Практически ничем. И это сразу наводит на вопрос: кто их изготавливает? У них есть и водяные знаки, с ними дают квитанции об оплате с печатями, а выдавшие их фирмы даже «пробиваются» по налоговой – что они якобы существуют… Поддельность же заключается в том, что номеров этих полисов нет в Российском союзе автостраховщиков. Либо это дубликаты существующих полисов - двойные, тройные. Так что их точно изготавливает не какой-то человек, который купил цветной принтер.

- Грозит ли чем-то покупка поддельного полиса автовладельцу?

- Подделка любого документа – уголовное дело. Добросовестному пользователю в этом случае ничего не грозит. Но он лишается каких-либо возможностей по возмещению ущерба в случае ДТП. Поэтому я рекомендую покупать полис у проверенной организации, где вы уже страховались, либо узнать о компании как можно больше, входит ли она в Российский союз автостраховщиков. Проверить подлинность номера полиса, увы, невозможно. Остается лишь только хранить все выданные документы, чеки и надеяться на подлинность. А в случае ДТП, в котором вы невиновны, обращаться за страховой выплатой к своему страховщику, а не к полису виновника.

- То есть, гарантий, по сути, все же никаких?

- Когда я впервые услышал о поддельных полисах ОСАГО – а это было где-то полгода назад, я начал собирать информацию в интернете.  И нашел сайт, на котором можно купить полисы, от 1000 бланков, по цене 10 или 20 рублей.  Объем фальшивок на рынке гигантский. Думаю, что многие автолюбители спокойно ездят, считая, что застрахованы и не знают о том, что у них подделка, так как не попадают в ДТП.       

- Что или кто может изменить такое положение на страховом рынке?

- Ситуация складывается парадоксальная: полис ОСАГО не нужен ни водителям, ни страховым компаниям. Последние утверждают, что продавать этот продукт им невыгодно. Лично я в это не верю: выгода в любом случае есть, я нигде не видел цифр, что какая-то страховая компания потратила больше, чем получила от продажи полисов. Видел только «слезы» страховщиков, которые жалуются, что что-то недополучают. Я думаю, что они просто не получают той отдачи, на которую рассчитывали. Либо ОСАГО дает прибыль меньшую, чем приносит добровольное страхование. Из-за этого компании стараются всеми возможными способами эти полисы не продавать.

Ситуацию может изменить только одно - должен заработать рынок. Если страховые компании видят, что часть их прибыли отнимают мошенники, продающие поддельные полисы, как говорится, все карты в руки. Выявляйте их, боритесь, хотя бы информируйте потенциальных и реальных клиентов о возможности подделок. Но они этого не делают. Многие страховщики пошли по пути совершенно иному: не продают полисы совсем, не выплачивают страховое возмещение, в суде прибегают к различным методам, чтобы не возмещать ущерб.

Поэтому, по сути, регуляторы сделали все, чтобы полис ОСАГО убить. Если до момента введения обязательного страхования ответственности автовладельцев можно было приобрести полис и быть уверенным, что ты получишь возмещение, то сейчас этой уверенности нет. Более того, я не получу и качественную услугу: сначала я столкнусь со сложностью покупки полиса, а потом – со сложностью выплаты.

- По-вашему, эта программа себя изжила? Ее нужно отменить?

- У человека должен быть выбор. Если он не хочет страховаться, то может ездить без полиса, на свой страх и риск. Как только уберут слово «обязательное», все встанет на свои места. Сейчас нет, положим, обязательства страховать свою квартиру от проливов. Если я пролью соседа снизу, я должен буду возместить ему ущерб. Если я знаю, что у меня аварийная ситуация, может что-то случиться – иду в страховую. А если сделать этот поход обязательным, услуга будет уничтожена.

- Денис Александрович, базовые ставки тарифов ОСАГО повысили. Почему же до сих пор не снялась проблема с получением полисов?

- Сейчас волна все-таки спала: если месяц назад практически каждый поступающий к нам телефонный звонок был с жалобой, что нам не продали полис, теперь такие звонки единичны. Но проблема не разрешена. Это лишнее подтверждение того, что с тарифами она не связана. Хотя не исключаю, что через некоторое время ситуация изменится, и страховщики  посчитают, что сейчас уровень прибыли достаточный для того, чтобы выплачивать компенсацию. Но, опять же, не факт, что вы не приобретете поддельный полис, или полис страховой компании, которая близка к разорению, либо не выплачивает деньги. И вам придется идти по большому кругу: судиться, доказывать свои права… Это бред, связанный с тем, что государство вмешалось в обычные рыночные отношения.

- А работает ли схема, которую вы советовали применять в том случае, когда страховщики не хотят продавать полисы, либо требуют с автомобилистов заключения дополнительных договоров на страхование?

- Да, она действует. Но эта схема достаточно сложная и длительная. Посмотрите: разве прежде, чем купить конфету, я должен прочитать кучу нормативного материала, заполнить труднозаполняемую форму, потратить деньги на ее отправку по почте, приложить массу ксерокопий, разобраться со всей ситуацией?

Что касается нежелания страховщиков платить, то приведу только один пример. Житель Ульяновска стал участником ДТП, его признали невиновным. Суд вынес решение о взыскании ущерба в его пользу, однако страховая компания свои обязательства не выполнила. Дальше была апелляция, прошло полгода, снова по решению суда снова никто ничего не выплатил. Прошел год, компания разорилась. Водитель предъявил заявление о выплате ущерба в Российский союз автостраховщиков, расположенный в Москве. РСА тоже отказал в выплате. Ульяновец решил идти до конца и судиться за свою страховку в Москве. В итоге через два года он получил-таки свои деньги – 50 тысяч рублей, причем потратил сам около 25 тысяч. И это еще с учетом того, что в Москве ему бесплатно помогал наш стажер.

Большинство автовладельцев, столкнувшись с такой «стеной», просто не будет судиться. На это и расчет страховщиков и РСА.

- А разве их не штрафуют за невыплату?

- Ответственность страховщиков в случае невыплаты по полису ОСАГО смешная: если не ошибаюсь, это 1/300 от ставки рефинансирования в день. То есть, если компания должна выплатить 50 тысяч рублей, за год набежит штраф рублей в 100-200. Судите сами, насколько он стимулирует.

- Выход – покупать полис КАСКО?

- И это, увы, не выход. Я думаю, все дело в том, что конкуренции между страховыми компаниями за клиентов сегодня не существует. Недавний случай: житель Ульяновска купил новый автомобиль, решил застраховаться по КАСКО и не смог. Он обратился в одну компанию, где ему заявили, что застрахуют только после проверки службой безопасности, и в результате отказали. Потом он пытался застраховаться в офисе автосалона, где купил автомобиль. Ему назвали цену, на 10 тысяч больше. Он поехал в центральный офис компании, там полис уже стоил на  10 тысяч меньше, но ему было заявлено, что «нет бланков» - страховщики, оказывается, оперативно связались с офисом продаж в автосалоне…  Налицо сговор, монополизация, отсутствие конкуренции и работы регуляторов.

- Нужно подключать УФАС?

- Да, антимонопольная служба должна принимать меры. Однако регуляторы завязаны не на потребителей, а на начальников. Качество их работы проверяют не люди, а руководители. А у них критерии могут быть связаны с преданностью сотрудников, зарплатой, планами и так далее. Поэтому в ситуации, когда регуляторы не работают, у людей один выход – объединяться и решать проблемы совместно.

Существуют общественные организации автолюбителей, которые должны заняться этим вопросом. Но решение будет эффективным, если такие объединения созданы на добровольных началах. Если же они «искусственные», как большинство организацией в нашей стране, то толку не будет – они лишь часть системы «начальник всегда прав».

 

Беседовала Арина Майорова


*реклама

 




Читайте также
25 сентября 2018
Разрисовавший Соборную площадь художник продает камни по тысяче долларов Разрисовавший Соборную площадь художник продает камни по тысяче долларов
В сентябре ульяновцы задавались вопросом, кто и что нарисовал на центральной площади города. Корреспондент 1ul.ru пообщался с каллиграфом и автором проекта «История внутри нас» Юрием Вольфовичем о современном искусстве, черноморских камнях за 33 тысячи долларов и зачем он все-таки разрисовал Соборную площадь.
13 июля 2018
Ульяновский фотограф Валерий Дурнов: «Фотографию ждет обезличенность» Ульяновский фотограф Валерий Дурнов: «Фотографию ждет обезличенность»
12 июля во всем мире отмечают День фотографа. Корреспондент 1ul.ru пообщалась с фотографом и руководителем фотоцентра «Белый формат» Валерием Дурновым о рынке, «потребительском терроризме» и массовой культуре в фотоискусстве.
1 июня 2018
Александр Додосов и его «до-досье» Александр Додосов и его «до-досье»
Он - музыкант и педагог от Бога, волшебник, по мановению рук которого дети начинают петь, как ангелы.