Лента новостей 

В детский сад СО СЛЕЗАМИ ИЛИ С УЛЫБКОЙ. Опытный психолог отвечает на вопросы родителей.

11 ноября 2013
8 3200
0 0

Первые годы жизни ребенка пролетают, как правило, незаметно, и вот уже маме нужно выходить на работу, а малыша вести в детский сад. Прежде, чем ребенок переступит порог садика, у родителей возникает масса вопросов, тревог и переживаний. В первую очередь всех волнует вопрос адаптации ребенка. Жизнь малыша кардинально меняется, каждый привыкает к саду по-своему. Как сделать этот процесс безболезненным? Как сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом? Какие ошибки чаще всего совершают взрослые?

На ваши вопросы ответит медицинский психолог ульяновской областной детской клинической больницы Татьяна Юрьевна Кузьмина.
Задавайте вопросы в комментариях, делитесь проблемами, и вместе постараемся найти пути выхода их сложившихся ситуаций.

 

  • Алена

    Учить ли ребенка давать сдачи и вообще как научить ребенка постоять за себя?

    25 ноября 2013, 10:18
  • Конечно, не надо учить ребенка подставлять вторую щеку, если тебя обидели, но лично я против физического насилия. Нам нужно научить ребенка отстаивать себя словами. Сила ребенка неадекватная, он не может ее почувствовать. Дети могут стукнуть всем, что есть под рукой - любой игрушкой. Мы, как родители должны помнить о травмах, которые могут быть нанесены другому ребенку. Ведь это наша ответственность, родителей.

    25 ноября 2013, 10:19
  • Ольга

    На сколько часов оставляем ребенка в саду?

    25 ноября 2013, 10:17
  • Все зависит от ребенка, от его особенностей, от того, насколько он привязан к родителям. Самое главное, что понятие «адаптация в детском саду» начинается еще с беременности. Как проходила беременность, как он родился, как развивался в первый год жизни, - все это влияет в последующем на адаптацию ребенка в садике, а затем и в школе и последующим новым событиям в жизни. Если были тяжелые роды или кесарево сечение, то такой ребенок должен позже пойти в садик, потому что стрессоустойчивость низкая у такой категории, они по-другому развиваются. Нужно понимать, что нет одинаковых детей, поэтому все по-разному приспосабливаются к детскому саду. Есть нормы - когда ребенка приводим в садик сначала на несколько часов. Но знакомство должно начинаться до самого похода в детсад. Можно прийти погулять по территории садика, посмотреть, изучать, поиграть в этой песочнице, если есть возможность, погулять с этими детьми, просто постоять около них. Этот механизм вхождения, и, чем больше вы будете изобретательны как родитель, тем быстрее и спокойнее пройдет адаптация. Ведь ребенок когда идет и гуляет вместе с детьми, он их ждет, он чувствует себя в безопасности, он помнит, что вчера он с Петей делал куличики. И так постепенно увеличиваем время нахождения ребенка в детском саду.

    25 ноября 2013, 10:19
  • Наталья Сергеева

    Когда ребенок начинает часто болеть, особенно первое время, это норма?

    25 ноября 2013, 10:16
  • Да, это нормально, происходит контакт с большим количеством детей и взрослых. Они обмениваются микробами. Дети чаще болеют не из-за того, что они заразились, а из-за того, что они перенапрягаются. Мы и сами не готовы к стрессам, а дети тем более. И помните, что в группе 25 человек, (это не один дома) пока одеваются первые пять, они стоят ждут остальных, потеют. И таких нюансов в садике много.

    25 ноября 2013, 10:17
  • Анастасия

    Cуществует ли термин "Несадиковые дети"? Что это значит?

    13 ноября 2013, 12:08
  • Да, существует. Это дети, которым тяжело приспособиться к новым условиям, по разным причинам - физиологическим или психологическим. И есть понятие медицинское "недетсадовские дети". Когда ему лучше быть одному - из-за ряда заболеваний. Здесь лучший вариант - быть дома или найти специализированный садик. Есть дети, которые рождены очень активными. Синдром «гиперактивности» сейчас выходит на первое место. Тяжело не столько им в садике, сколько другим детям с ними. Дети, которые очень сильно привязаны к родителям, это так называемая невротическая привязанность к кому- либо. Дети, которые очень быстро эмоционально или физически истощаются. Для таких детей могу быть болей гибкие условия пребывание в садике. Попозже приводить ребенка в садик, забирать до тихого часа. Это знание особенностей своего ребенка. Каждый родитель это должен знать о своем ребенке. Или можно обратиться к специалисту по поводу этих особенностей.
    Для родителей хочу рекомендовать книги, прочитав которые, они смогут лучше понять своих детей: Е.Н. Корнеева "Эти загадочные малыши. 100 ответов на родительские "почему?" Эта книга поможет родителям при воспитании детей в возрасте от 2 до 7 лет. Стив Чейк "Книга для неидеальных родителей. Перестаньте воспитывать детей - помогите им расти". Владимир Довгань "Воспитай своего ребенка миллионером". Е.Н. Корнеева "Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка." Л.Ф. Обухова "Детская психология: теория, факты, проблемы".

    25 ноября 2013, 10:06
  • Светлана Игоревна

    Кому лучше провожать ребенка в садик? Маме, папе, бабушке?

    12 ноября 2013, 15:30
  • Разницы нет, кто отводит в садик и кто забирает. Семья сама договаривается. В начале мамы сильно переживают, поэтому стараются сами отводить ребенка. Так как это зрелище не для слабых, папы стараются не провожать ребенка , ведь в большинстве случаев дети начинают плакать, истерить. Поэтому лучше отводить ребенка более здравому человеку, кто может успокоить, настроить, кто может погасить эмоции ребенка. С ребенком, когда он идет в садик, нужно много разговаривать. Мы обсуждаем все - эмоции, сложности, радости, все «хочу- не хочу», говорим как это хорошо быть в садике, там много игрушек, играть с ребятками - это здорово. Здесь главное, чтобы взрослые были адекватными и забирали ребенка спокойно, без скандалов. Неважно, кто будет приходить за ребенком, важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что о нем помнят, что его ждут. И какой-то маленький сувенир, конфетка, игрушка, красивую веточку, и ребенок будет чувствовать и понимать, что о нем думают, его любят, даже когда его нет рядом. Мы думаем о нем и любим сердцем, и это надо суметь донести ребенку.

    25 ноября 2013, 10:06
  • Полина

    Когда у ребенка должны появиться друзья в детском саду? если мальчик дружит только с девочками, это норма?

    11 ноября 2013, 12:36
  • Друзей в садике еще нет. Есть понятие «привязанность» - мне комфортно, она дает мне игрушки. Дружба появляется намного позже. Неважно, кто с кем дружит, главное, что они играют, взаимодействуют. Мальчики могут играть в куклы, девочки в машинки, и это нормально, что ребенок может переключиться. Дети развивается через игру. После трех лет ребенок начинает понимать, что есть другие дети, и с ними классно играть.
    Если вы имели в виду в этом вопросе о половой идентификации (соответствие своему полу), то это один из множества критериев. По одному критерию никогда не надо делать поспешных выводов не о своем ребенке, не об остальных детях.

    25 ноября 2013, 10:07
  • Мария

    За сколько (недель, месяцев) ребенок должен привыкнуть к детскому саду и перестать плакать?

    11 ноября 2013, 12:12
  • Нормой считается, если ребенок приспособился к садику за 3 месяца. Это хороший адаптационный период. Он кушает, спит, без истерик провожает родителей, общается. Следующая - это средняя адаптация - 6 месяцев. Это тоже неплохая норма. Сложной адаптацией считается, когда ребенок в течение года не может приспособиться к тем или иным условиям. Как правило, у детей, которые не приспособились за 6 месяцев, начинается протестное поведение - это истерики, частые болезни, причем не только вирусные и простудные заболевания, которые считаются нормой, когда они приходят в коллектив, а теми заболеваниями, которые называются невротическими - могут появиться тики, энурез, ночные страхи, усиливается тревога. Это значит, что у таких детей низкая стрессоустойчивость. И в виде протестов они начинают выдавать какие-то заболевания, несвойственные детям. Это сигнал, что что-то не так происходит, и нужно пересмотреть отношение к тем или иным вещам. Чаще всего это идет из семьи - перенапряжение, страхи, которые транслируют сами же родители. Или чаще всего это наше неправильное воспитание. Сейчас, к сожалению, детей воспитывают как кумира семьи. Как правило, на одного ребенка приходится несколько взрослых - мама, папа, бабушки, дедушки, тети. А ребенок приходит в садик и понимает, что он тут не один, а целых 25 таких же детей. И воспитатель, даже самый прекрасный, не сможет дать столько любви всем 25ти, сколько мы даем одному. Тогда ребенок начинает протестовать в такой форме. Здесь мы сами виноваты, что ребенок чувствует чрезмерную гиперзаботу о себе и становится главой семьи, около которого все кружится. Такие дети входят в зону риска, и потом тоже тяжело идут в школу.

    25 ноября 2013, 10:08
  • Сергей

    В каком возрасте ребенка лучше всего устраивать в детский сад? Есть ли при этом разница между мальчиками и девочками?

    11 ноября 2013, 11:56
  • Детский сад, как и любое событие в жизни ребенка, это стрессовое событие. Он уходит из стандартной ситуации, из дома, где все знакомо, где все к нему приспособились. Плюс очень важно - это режимные моменты, которые не всегда бывают у ребенка вне детского сада. Бывает тяжело включиться в те процессы, которых не было. С другой стороны психика ребенка пластична, и он очень быстро приспосабливается к ситуациям, быстрее, чем взрослые.
    Самый лучший вариант для похода в садик - от 2 до 3 лет. Это возраст, когда ребенок начинает понимать нормы, понимает, что есть взрослые, а есть дети. Следующий оптимальный возраст - от 5 с половиной до 6 лет, непосредственно перед школой. Очень важно, чтобы до школы ребенок научился взаимодействовать в коллективе. Он должен легко и спокойно вступать в контакты со взрослыми и детьми, вступать в конфликт и выходить из него. Родители должны помнить главное, что адаптация к детскому саду - это адаптация к жизни.
    Важно понять, что не только ребенок идет в садик, а вся семья идет в садик - бабушка, мама, папа. Начинаются переживания, как он там будет, что он будет делать, что там будет есть, не будут ли его обижать? Хорошо, если ребенок приучен к горшку, может одеться сам. Нам, взрослым, не нужно создавать сложности для ребенка. Все должно быть продумано до мелочей, чтобы ребенок не переживал по каким-то поводам. Нужно учитывать, чтобы вся детская одежда была удобной, чтобы ботинки были не на шнурках, с которыми у всех практически детей проблемы до школы, а на липучках. Для ребенка нет понятия «красиво-модно», главное удобство.
    Разницы между мальчиками и девочками по большому счету нет. Но есть гендерные нюансы. Мальчики занимает большую площадь, когда играет в машинки, а девочки, играя в куклы, могут сидеть на диване и им хватает места. Когда вся квартира это большая игровая комната, особенно для мальчиков , и это нормально, а в садике пространства не так много, и мальчикам негде развернуться с их машинами и гаражами. И по статистике мальчики более занеженные, залюбленные, и менее стрессоустойчивые. Рождаются мальчики более болезненными, и развитие у них чуть запаздывает, нежели у девочек.

    25 ноября 2013, 10:10

Биография
Татьяна Кузьмина
Татьяна Кузьмина Медицинский психолог ульяновской областной детской клинической больницы