Лента новостей 

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

25 августа 2018, 08:00
836
Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

С 14 по 18 августа в городе-герое Смоленске состоялся легендарный Международный фестиваль национальной патриотической песни «Красная гвоздика». Одним из членов жюри конкурса наряду с мэтрами российской эстрады стал наш земляк, поэт, композитор, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России Александр Филатов.

- Александр, расскажите о фестивале?

- Международный фестиваль песни «Красная гвоздика» имеет богатую и славную историю. В советское время он являлся одним из самых престижных вокальных конкурсов нашей большой страны, приезжали на него и ведущие артисты из дружественных социалистических стран. Впервые он прошёл в Сочи в 1967 году. В нём принимали участие 17 певцов из 9 стран. В течение многих лет жюри конкурса возглавляла композитор Александра Пахмутова – автор песни «Нежность», победившей на первом фестивале в 1967 году. В разные годы победителями фестиваля были такие звезды, как Бисер Киров, Марыля Родович, Тамара Гвердцители, Жанна Рождественская и другие. И сегодня президентом фестиваля является народный артист СССР Иосиф Кобзон. Конечно, мне было очень приятно получить приглашение стать членом жюри и гостем этого большого и замечательного форума. Теперь организаторы обещают, что следующий тур пройдет в одном из регионов Поволжья, а потом, по традиции – грандиозный финальный Гала-концерт в Колонном зале Дома Союзов в Москве.  

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

- Как удалось попасть на фестиваль в Смоленск?

- Прежде всего, спасибо моим песням: моя поездка – определенный жест их признания «извне». К сожалению, мы, творческие люди, не всегда в состоянии привлечь адекватное внимание к тому, что создаем, на собственной родине. А между тем, мои песни и стихотворения достаточно известны в профессиональных кругах столицы, я сотрудничал и с федеральными композиторами и исполнителями, и с организаторами «Красной гвоздики» – это уже не первый совместный проект. Кроме того, я несколько десятков лет практически в одиночку занимаюсь продвижением и популяризацией традиционной смысловой и мелодичной эстрады в нашем регионе – и как автор песен, и как певец, и как музыкальный журналист – а это и есть то, в принципе, на что направлен фестиваль «Красная гвоздика» в глобальном смысле. Прежде всего, хочу выразить свою признательность за поддержку и продвижение музыкантов в регионах России руководителю фестивального проекта и его идейному вдохновителю, потрясающему организатору и не менее классному композитору, председателю Евразийского совета композиторов, а в недавнем прошлом – секретарю Союза композиторов России Андрею Константиновичу Батурину. Это именно его энергией была возрождена «Красная гвоздика». Он очень много делает для пропаганды современной российской музыки, как академической, так и – это со всей убедительностью показывает нам «Красная гвоздика» - эстрадной.  

Между тем, современная российская эстрадная музыка действительно нуждается в такой поддержке. Мы устали от попсы и соскучились по красивой мелодии, высокой лирике. Музыканты в регионах разобщены, они «варятся в собственном соку», не зная, что происходит у соседей. Стимула писать авторские композиции и как-то совершенствоваться практически нет, потому что всегда можно скачать популярную минусовку из интернета и исполнить в ресторане или на танцполе. А это, между прочим, не что иное, как интеллектуальное «пиратство», и оно недопустимо. Опять-таки, если мы говорим о молодежной аудитории, то здесь англоязычная песня по всем «фронтам» теснит русскую. Поэтому национальная эстрадная песня, подобно кино, литературе или ремеслам, тоже нуждается в государственной поддержке, иначе мы этот пласт культуры рискуем просто потерять. Представляете, что будет, если не останется нормальных современных песен о дне сегодняшнем? Песня – это же не только душа народа, но и его история, поэтому новые песни должны сочиняться постоянно. Музыканты из регионов нуждаются в выходе на такие фестивали для налаживания творческих связей, для обмена опытом. Все это сохранит в них желание заниматься творчеством и преемственность высоких традиций советской эстрады.  

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске  

- Кто из известных людей был на «Красной гвоздике», с кем удалось подружиться и пообщаться?

- Жюри в основном состояло из опытнейших, культовых, легендарных авторов. Председателем жюри стал народный артист России, композитор Олег Иванов – вы, наверняка вспомните его шлягеры 70-80-х «Товарищ» («Тебе половина, и мне половина…»), «Олеся» (та самая, из «белорусского Полесья»), «Горький мед» и т.п. Другой народный артист России, Александр Морозов («В горнице», «В краю магнолий», «Зорька алая», «Малиновый звон» и др.), также пополнил судейскую команду, а еще и привез с собой, чтобы представить публике, Эдуарда Хиля-младшего, полного тезку и внука известного советского артиста. Достаточно оригинально прозвучали на фестивале высказывания известного музыкального критика, знакомого нам еще со времен программы «Акулы пера», Сергея Соседова. Вошли в жюри и два знаменитых поэта-песенника – заслуженный артист России Симон Осиашвили («Бабушки-старушки», «На лодочной на станции», « Дорогие мои старики») и Александр Шаганов («Атас», «Не валяй дурака, Америка», «Выйду ночью в поле с конем»). Вот именно в такой потрясающей компании мне довелось быть на фестивале и работать наравне с ними в жюри. Мы очень много общались, постоянно гуляли по Смоленску, совместно с местным советом ветеранов возложили цветы к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, посетили смоленский кафедральный собор – один из крупнейших в России. Немало времени провели в том числе и в неравнодушных разговорах о настоящем и будущем российской эстрадной песни. Атмосфера на фестивале вообще была потрясающая – можно сказать, что подружились мы все.   

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

-Что больше всего запомнилось в Смоленске?

- Если из впечатлений о самом городе, то Смоленск – красивый, древний, с сохранившимися средневековыми укреплениями, зеленый областной центр. Но больше всего впечатляет, конечно, уникальный Успенский кафедральный собор конца 18 века, один из самых больших в России (больше Храма Христа Спасителя – прим. автора). Смоленская земля – многострадальная, на протяжении веков первой попадавшая под удар врага. Но собор не тронули ни наполеоновские войска, ни фашистские оккупанты. По легенде, лично Наполеон, восхитившись масштабом храма, велел приставить к нему охрану…

Запомнился и памятник малолетним узникам концлагерей, выполненный в виде сплетенных маленьких детских тел, слившихся в шар одуванчика – хрупкий и страшный образ… А еще – дореволюционный памятник воинам 1812 года – галл, карабкающийся по скале, и два орла, олицетворяющие собой русское воинство, защищающие свое гнездо.

Если говорить об участниках, то за всю историю фестиваля – а ему уже за полвека – в нем впервые приняла участие представительница страны Ближнего Востока – Сирии. Сюзанна Алваз исполнила песню «Журавли» на музыку Яна Френкеля и слова Расула Гамзатова. Она посвятила песню своему… прадеду, который участвовал в освобождении Смоленска от немцев. Она много рассказывала и о нынешней сирийской войне – консерватория, в которой она училась, стоит рядом со службой нацбезопасности и поэтому постоянно попадала под бомбежку: некоторые студенты погибли, а другие уехали, но у Сюзанны не было даже мысли бросить музыку. Это вот реальный пример преданности своему делу из жизни, который не мог не остаться в памяти. 

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

- Какие песни исполнили в рамках концертов фестиваля?

- Каждый член жюри исполнил ровно по одной песне в Гала-концерте. Кстати, по давней традиции его вел легендарный диктор, народный артист России Владимир Березин. Сначала я планировал, что исполню свою совершенно новую песню «Рояль в кустах» – она о «кладбище заброшенных роялей» в московском парке, и о том, как выкинутый на свалку рояль мечтает о том, чтобы его клавиш снова коснулась рука маэстро. Эта песня о востребованности музыканта, и я хотел адресовать ее всем участникам конкурса с пожеланием никогда не задвигать свой рояль в кусты, не зачехлять его, всегда держать струны натянутыми – словом, постоянно творить. Но, учитывая то, что аранжировка этой вещи была готова прямо в день моего выезда на фестиваль, я решил обратиться к старой и опробованной композиции «Спасите мир». Мир – это же вечная тема. Это не только мир на планете земля, но и абсолютно все, что нас окружает – наша малая родина, наши родные и близкие, все то, что нам дорого, наш внутренний мир, в конце концов. В нынешнее тревожное время эта гражданская песня не теряет своей актуальности в самом широком смысле своего содержания. А песню про брошенный рояль очень надеюсь исполнить на следующем фестивале «Красная гвоздика». «Красная гвоздика» должна продолжаться… 

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске

Ульяновец Александр Филатов судил музыкантов со всего мира на «Красной гвоздике» в Смоленске  

Напомним, недавно наш земляк также принял участие в фестивале шансона, посвященном памяти Михаила Круга.

фото предоставлено Александром Филатовым