Лента новостей 

Гениально и беспрецедентно: в Ульяновской области придумали, как закрыть «Алиэкспресс» и прочие интернет-барахолки

31 октября 2016, 06:00
9 10161
Гениально и беспрецедентно: в Ульяновской области придумали, как закрыть «Алиэкспресс» и прочие интернет-барахолки

Создан прецедент, который может навсегда изменить сферу интернет-торговли на территории России и привести к блокировке доступа к крупнейшим сетевым магазинам – таким, как «Алиэкспресс» и другие.

Решением Инзенского районного суда по иску местной прокуратуры должен быть прекращен доступ к Kupinatao.com, одной из самых крупных площадок для торговли товарами из Китая.  Фактическое основание – на сайте продаются контрафактные кроссовки «Адидас», а вот юридическое гораздо более изощренное. 

Искали водку, нашли кроссовки

Прокуроры, которые проводили надзорные мероприятия в сфере оборота алкогольной продукции и походя обнаружили факт продажи поддельных кед, потребовали признать информацию о порядке приобретения, доставки и оплаты спортивной обуви вышеуказанной марки информацией, запрещенной на территории РФ.  Логика правоохранителей такова:  торговая марка является собственностью производителя, ему принадлежит исключительное право ее использования – тот, кто использует без соответствующего разрешения, совершает правонарушение – следовательно, информация о торговой марке используется для совершения правонарушения и должна считаться запрещенной.

И тут вступает в действие статья 9 федерального закона № 149, предусматривающая возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, что важно в этом случае, прав и законных интересов других лиц.  

Обязательных ссылок на доказательную базу в судебном решении нет – то есть, нет ответа на вопрос, почему товар на сайте признан контрафактным. Как пояснил в телефонном разговоре представитель истца, прокурор Инзенского района Александр Грунёв, такой вывод был сделан после того, как на сайте не оказалось сведений о соглашении с правообладателем об использовании товарного знака. «А это уже нарушение закона», - резюмировал Александр Владимирович.  

СПРАВКА 1UL.RU

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем трансграничной торговли в 2015 году составил 219 млрд. рублей.   За прошлый год в Россию доставлено  135 млн. посылок с товарами из зарубежных интернет-магазинов.  Девять из десяти посылок были отправлены из Китая. В денежной массе, 49% от суммы всех зарубежных покупок ушло в Китай, 25% - ЕС, 13% - США и остальные 13% распределились между прочими странами. Покупатели из РФ чаще всего приобретают одежду и обувь. Доля таких заказов составляет 35%. Немного меньше, с результатом 32.3%, припадает на категорию бытовой техники и электроники. Лидером по посещаемости пользователями из России среди зарубежных интернет-магазинов стала интернет-площадка «АлиЭкспресс». За месяц на нее заходят 23,8 млн. уникальных пользователей.  

В черный список

Ничтоже сумняшеся, в отсутствии представителей сайта, и, скорее всего, даже не попытавшись их предупредить, суд постановил: признать информацию запрещенной, судебное решение передать в Роскомнадзор для внесения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено – проще говоря, в тот самый реестр запрещенных сайтов. Система исправно сработала, но, к счастью для китайских торговцев, лишь наполовину: сайт внесли в черный список, но пока не заблокировали.

Как пояснили в самом Роскомнадзоре, «в настоящий момент нами производится повторный контроль сайта на предмет недоступности информации (с 19 октября)». К слову, злополучных кроссовок с тремя полосками больше там нет, как и информации о том, что когда-либо были. Зато другие именитые бренды представлены во всем разнообразии и в алфавитном порядке – от A до Z.

Вряд ли сотрудники надзорного ведомства выйдут за границы судебного решения – в ближайшее время россияне смогут спокойно покупать китайский ширпотреб на «Kupinatao». Но звоночек для всех интернет-магазинов Поднебесной, вступающих в товарно-денежные отношения с россиянами, прозвучал серьезный.  Ведь если прокуратуры других городов и районов нашей необъятной родины возьмут такой подход на вооружение, а российские суды будут выносить решения по той же логике, то прикрывать доступ к сетевым супермаркетам можно будет пачками.

Будут обжаловать, позовут китайцев

Например, на самом известном и распиареном «Алиэкспрессе» товары с брендом «Адидас» представлены на семи страницах по 48 позиций на каждой.  И, увы, ни один из продавцов не указал информации о соглашении с правообладателем об использовании товарного знака.  

Получить комментарии представителей мегатрейдера не удалось – сотрудница московского шоу-рума «Алиэкспресс» отказалась сообщать контакты пресс-службы или руководства:

- Нас заблокируют? Не дождетесь! Пишите, что хотите,  никаких контактов я не дам. У нас нет проблем!

Представители самого «Kupinatao» очень долго генерировали ответ, но все же сподобились. Как выяснилось, в компании не получали ни предупреждений от прокуратуры, ни исков, ни копий судебного решения – лишь требование об исполнении решения суда. В соответствии с требованиями, интернет-магазин удалил выдачу товаров под брендом «Аdidas» с сайта.  

- Мы не были ни коим образом проинформированы о деле и не могли представить свою точку зрению в суде, - говорит один из совладельцев проекта Сергей Синюгин.

Также он пояснил, что функционирование сайта в принципе не предполагает контроль над реализацией контрафактной продукции –  используются каталоги поставщиков и их товаров от компании «Alibaba», а это предполагает, что ответственность за достоверность информации в коммерческих предложениях лежит исключительно на самих продавцах и поставщиках. Иными словами, «Kupinatao» лишь конечный посредник между продавцом и покупателем, зарабатывающий на взимании небольшого процента за каждую сделку, но не формирующий список продавцов и практически никак с ним не контактирующий.  

– Теперь мы планируем ходатайствовать о привлечении представителей наших китайских партнеров для участия в деле по рассмотрению  апелляционной жалобы на решение   Инзенского районного суда в качестве заинтересованного лица, - резюмирует Синюгин.

Закрыть можно кого угодно

Павел Мищенко, юрист компании «Runetlex», специализирующейся  на защите интересов  ИТ-компаний и интернет-проектов, выражает недоумение по поводу действий прокуратуры и суда в данной ситуации:

- Безусловно, в соответствии с законодательством первичный ввоз товара на территорию РФ  вправе осуществлять либо правообладатель, либо его уполномоченный дистрибьютор. Таким образом, если товар ввозится из Китая в РФ без согласия правообладателя, такие действия является нарушением гражданского законодательства РФ.  Но мотивировка и обоснование иска и судебного решения вызывают большие вопросы.  Во-первых, само по себе отсутствие на сайте сведений о соглашении с правообладателями не является нарушением законодательства.

Кстати, на сайтах крупных сетевых спортивных магазинов («Спортмастер», «Декатлон», «Спортландия» и др.), которые торгуют фирменными «Адидасами», «Найками» и «Пумами» нет ни намека на какие-либо соглашения об использовании товарных знаков. Но по логике инзенской прокуратуры, блокировать доступ можно и к ним.  

- Во-вторых, почему никто не запросил правообладателя, считает ли он, что данный сайт нарушает его права? – продолжает Мищенко, - В третьих, почему не запросили владельцев сайта, есть ли у них подобное разрешение?  По моему мнению, решение принято на основании домыслов, которые не подтверждаются фактами.
 
Юрист также сомневается, что информацию о способах покупки товара в Китае и доставке его в РФ можно признать незаконной.  Суд ссылается на п 6 ст. 10 N 149-ФЗ , который запрещает транслировать информацию,  за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Но ответственность за вещание информации о контрафактной продукции и способах ее приобретения нет административной или уголовной ответственности.

- За незаконное использование товарного знака для размещения на однородных товарах  – предусмотрена, а вот за распространение информации – нет, - утверждает Павел.  

Шаг №1: Зайти в интернет, открыть любую поисковую систему, ввести в поле поиска «Купить …», вместо точек поставить наименование любого известного бренда («Адидас», «Кельвин Кляйн», «Версаче» и т.д.).

Шаг №2: Пройти на первый попавшийся сайт, предлагающий купить товары указанного бренда. Изучить сайт. Если встречаются  слова «официальный сайт», «официальный партнер» или «официальный дистрибьютор» - уходите. Его, по идее, тоже можно закрыть, но потом хлопот не оберешься.

Шаг №3: Найдя сайт без упоминания об официальном представительстве, смело пишите иск в суд, ориентируясь на данное судебное решение.

Шаг №4: Ждите три-четыре месяца и наслаждайтесь – дело сделано!

Политика выходит боком

По мнению специалиста по правовым аспектам потребительского рынка Константина Толкачева,  обществу начинает выходить боком  репрессивная политика государственных органов последних лет:  

- Закон о блокировке сайтов придумали для того, чтобы оперативно, без лишних разбирательств и церемоний, перекрывать доступ к неугодной властям информации. Что-то не нравится? Иск в суд, никаких уведомлений, никаких прений и состязательности. Участвует только прокуратура, подавшая заявление, и судья. Раз-два и готово решение – запретить, заблокировать. Но оказывается, что руководствуясь теми же законами и той же логикой, можно запросто обрушить, например, рынок интернет-торговли.  Товары и услуги на котором приобретают десятки миллионов россиян. И от которого имеют значительный доход «Почта России» и курьерские компании.  Остается лишь надеяться, что данный прецедент останется нелепым курьезом районного уровня и не будет взят на вооружение надзорными органами, которым очень нужно выполнять свой план по предупреждениям, блокировкам и запретам.

Фото: