С 1 июля официально вступили в силу поправки в закон «О потребительском кредитовании». Отныне условия получения займа станут более прозрачными, а отношение к клиентам - более вежливым. Эксперты по-разному оценивают вступивший в силу документ, но единогласно утверждают, что он имеет потребительскую направленность, а банкиры вряд ли найдут в нем что-то полезное для себя. Главные изменения, которые вносит закон в существующий порядок, изучил корреспондент 1ul.ru.
Сумма переплаты будет видна сразу
По мнению некоторых экспертов, внесенные законом корректировки могут несколько видоизменить сложившийся рынок кредитования. Хотя фактически действующая система меняется незначительно. Так, например, согласно новым пунктам закона, унифицированы правила оформления договора кредитования. Стоимость услуги, то есть вся сумма помимо размера кредита, которую придется в итоге заплатить клиенту, отныне должна быть крупными буквами написана на первом листе документа.
«На наш взгляд, унификация формы кредитного договора найдет положительный отклик со стороны заемщиков - условия станут для них более ясными и прозрачными», - прокомментировал корреспонденту 1ul.ru управляющий ВТБ24 в Ульяновской области Игорь Костюник. Другие эксперты утверждают, что на первых порах общая сумма стоимости кредита может пугать клиентов, и на «привыкание» заемщиков уйдет какое-то время.
Две недели на возврат кредита
Еще одно новшество состоит в том, что отныне при получении кредита, его можно будет вернуть в течение двух недель. Если вы взяли кредит в стрессовой ситуации, не взвесив все плюсы и минусы этого решения, то в течение 14 дней вы можете просто вернуть всю сумму и заплатить при этом проценты только за это время. И банк не будет иметь права отказать вам в возврате.
Процентные ставки по кредитам станут ниже
Также новыми поправками была урегулирована сама процентная ставка. Банк не имеет права установить проценты по кредиту выше, чем на треть от средней кредитной ставки по России. Еженедельно Центробанк будет публиковать средние показатели. В расчет он будет брать кредиты банков, которые входят в ТОП-100. Иными словами, если на этой неделе средним показателем были 12%, то процентная ставка не может превышать 16%. Управляющий ВТБ24 в Ульяновской области Игорь Костюник подчеркнул, что именно этот пункт нового законодательства скорректирует рынок, поскольку есть игроки, которые специализируются на «рискованном» кредитовании. Их политика подразумевает высокие процентные ставки. «Казалось бы, это положительный момент, ведь кредиты станут более доступными, но есть одно «НО». Такая политика не берется «с потолка»: предлагая высокие ставки, банки-монолайтеры выдают кредиты заемщикам без кредитной истории, со слегка испорченной историей или без официального дохода. Снизив ставку, они пересмотрят свои риски, и такие заемщики (а некоторые из которых, возможно, вовсе не являются неблагонадежными) не будут иметь возможности получить кредит вообще», - пояснил г-н Костюник.
Вежливое отношение к должнику
Еще один пункт нового законодательства вызвал больше всего споров среди банкиров. Теперь отделы взыскания кредитных задолженностей имеют право только вежливо просить клиента вернуть кредит. Могут они делать это через личные встречи, звонки и сообщения, причем напоминания должны быть максимально лояльными, поскольку применение мер, способных навредить клиенту, теперь официально запрещено. Новый закон регламентирует даже время, когда банк может напоминать о себе. Отныне звонки и сообщения от банка с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в выходные и праздничные дни также вне закона.
Фактически новый закон значительно ограничивает деятельность коллекторов. Процедура взыскания задолженности теперь должна проходить очень деликатно. А по требованию клиента непосредственное взаимодействие банка с ним должно быть и вовсе прекращено.
В целом же эксперты и аналитики позитивно оценивают поправки. По мнению аналитика УК «Финам» Антона Сороко, изменения давно назрели, банковский сектор в них нуждался. «Изменения направлены на защиту прав потребителя. Банкам здесь немногое «перепадет». Я бы сказал, что закон, скорее, направлен на сокращение объема просрочки, а не на увеличение выдачи», - пояснил эксперт 1ul.ru. Количество клиентов, по его мнению, не изменится, поскольку традиционно не зависит от регламентов. Фактически новые поправки сделали условия кредитования более прозрачными.
Фото: http://www.asks.ru/