Лента новостей 

Просто о важном. Кто такой финансовый омбудсмен и чем он поможет ульяновцам

15 ноября 2018, 06:30
535
Просто о важном. Кто такой финансовый омбудсмен и чем он поможет ульяновцам

Этой осенью вступил в силу федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и началось формирование Службы финансового уполномоченного – финансового омбудсмена. Что войдет в круг его обязанностей и как он будет помогать гражданам – в совместном материале 1UL.RU и ульяновского отделения волго-вятского управления Банка России.

До принятия закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в нашей стране уже был финансовый правозащитник, но он работал на общественных началах, а его решения не были обязательны для исполнения. Сейчас ситуация изменилась, и игнорировать решения омбудсмена участники рынка не смогут.

Закон вступил в силу 3 сентября этого года. Но это не значит, что к финансовому уполномоченному уже можно обращаться для решения споров. Соответствующий институт будет формироваться вплоть до декабря 2018 года и позднее, поэтому некоторые моменты пока не решены окончательно.

Кроме того, закон будет «набирать силу» поэтапно: сначала он коснется страховщиков в части ОСАГО (с 1 июня 2019 года), позже – страховщиков по остальным видам страхования (с 28 ноября 2019 года), микрофинансовых организаций (с 1 января 2020 года); последними исполнять решения финансового омбудсмена обяжут кредитные организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) (с 1 января 2021 года).

Присоединиться к институту уполномоченных финансовые организации могут и раньше – с 3 декабря. Некоторые микрофинансовые, страховые компании и банки уже выразили такое пожелание.

 

Кто такой финансовый уполномоченный и зачем нужна новая служба?

Финансовый омбудсмен в упрощенном досудебном порядке будет рассматривать имущественные споры граждан с финансовыми организациями, если лимит спора не выше 500 тысяч рублей. Ограничений в сумме не будет только по ОСАГО.

Задача нового закона и нового института – не заменить новым механизмом судебную систему, а снизить число споров, в том числе судебных. Поскольку деятельность уполномоченного будет публична, и любой желающий сможет отследить количество жалоб к той или иной компании, у финансовых организаций появится стимул самостоятельно решать вопросы с клиентами.

По данным Роспотребнадзора, в адрес ведомства поступает до 25 тысяч жалоб на финансовые услуги в год – эта категория обращений остается одной из самых массовых. А это значит, что дополнительная система защиты прав потребителей станет отнюдь не лишней.

24 августа 2018 года был назначен главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в России, им стал Юрий Воронин. Ранее он занимал должность советника председателя Банка России.

 

В России будет один финансовый омбудсмен?

Главный финансовый уполномоченный будет один. По его рекомендации совет директоров Банка России назначит необходимое число уполномоченных, специализирующихся на конкретных сегментах финансового рынка.

По данным федеральных СМИ, в первую очередь, в соответствии со сроками закона, будут назначены омбудсмены по страховому сегменту, а также по тем сегментам, в которых будут работать добровольно присоединившиеся к системе организации. То есть если сотрудничать с формирующейся службой добровольно решат банки, будут назначать уполномоченных по кредитным организациям. Количество омбудсменов будет зависеть от количества поступающих обращений и будет постепенно увеличиваться. Сколько всего назначат уполномоченных, еще нет ясности.

 

Как обратиться к финансовому омбудсмену?

Первое, что нужно знать ульяновцам и всем россиянам – их обращения как физических лиц будут рассматриваться бесплатно, а вот юристам – представителям заявителей – придется заплатить. Такие разъяснения давались федеральным изданиям.

Однако до подачи заявления омбудсмену клиент обязан обратиться за решением вопроса непосредственно в финансовую организацию, к которой есть претензия.

Если ответ банка или НПФ клиента не устраивает, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финансовую организацию и дает ей шанс еще раз договориться с заявителем.

Претензия омбудсмену подается через портал госуслуг, сайт службы финансовых уполномоченных или МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 08.00 до 20.00, некоторые будут работать круглосуточно и без выходных.

Заявление пишется в свободной форме, к нему нужно будет приложить ответ из финансовой организации и другие документы. Специальных юридических знаний для составления претензии не нужно, написать ее сможет каждый. Но если помощь все-таки понадобится, ее окажет специальная служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ).

Рассмотреть обращение омбудсмен должен в течение 15 рабочих дней с момента передачи обращения (он должен получить обращении не позднее чем через 3 дня после регистрации) – такой срок устанавливает закон. Важный момент: срок может быть продлен на 10 дней при необходимости проведения технической экспертизы

Если вынесенное уполномоченным решение вас не устроит, в течение 30 календарных дней можно обратиться с заявлением в суд. Обойти омбудсмена и сразу или одновременно подать иск нельзя, если финансовая организация, к которой есть претензии, обязана взаимодействовать с уполномоченным.

Основной формой разрешения споров и обращения к омбудсмену будет заочная – то есть, ехать куда-то не придется. В некоторых регионах будут созданы территориальные подразделения Службы финуполномоченного для первичной обработки документов, но даже если в вашем городе не будет такого филиала, вы все равно сможете воспользоваться услугами омбудсмена. Планируется ли открыть подразделение в Ульяновске, пока неизвестно.

 

Какие вопросы будет решать омбудсмен?

В обязанности финансового уполномоченного входит рассмотрение случаев нарушения прав граждан со стороны организаций. Как уже было сказано, лимит требований не должен превышать 500 тысяч рублей по одному спору за исключением споров по автострахованию.

Для наглядности объясним, какие именно могут быть поводы обратиться к омбудсмену: вам начислили процентов по кредиту больше, чем это прописано в договоре; завысили штраф или пени; потребовали досрочно погасить займ; занизили процент по вкладу; неправильно рассчитали накопительную часть пенсии; выплатили невысокую страховую премию, с которой вы не согласны, и другое.

 

Как будут исполняться решения?

Решения финансового уполномоченного будут обязательны для исполнения организациями, их приравнивают к судебным постановлениям. Закон устанавливает срок для выполнения требований: не менее 10 и не более 30 дней после вступления решения в силу.

Если банк или страховая его не исполняют, омбудсмен сообщает об этом в Банк России и выдает клиенту официальный документ – удостоверение, аналог исполнительного листа. На его основании дальше будут действовать уже судебные приставы.

Нужно понимать, что финансовая организация тоже вправе оспорить решение финуполномоченного в суде, на подачу искав ей отводятся 10 рабочих дней. Если компания проиграет, она дополнительно выплатит потребителю 50%-й штраф от суммы удовлетворенной претензии.

 

Напоследок

Все результаты рассмотрения споров и статистику будет публиковать Банк России с названиями конкретных организаций. Возможно, данные будут также размещаться на сайте Службы финуполномоченных.

Закон вводит еще одно новое понятие – реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным. Его также будет вести Центробанк. После того, как все сектора присоединятся к системе (после 2021 года), финансовым организациям, которые не войдут в этот реестр, запретят работать с физлицами.