Интернет-мошенники становятся все изощреннее, и пасть их жертвой может практически любой. Даже если человек выработал в себе привычку с недоверием относиться к предложениям срочно выслать денег попавшему в милицию родственнику или скинуться на дорогостоящую операцию. Ведь если ты не даешь злоумышленникам тебя обмануть, не факт, что они не обманут других с твоей «помощью». А точнее – от твоего имени.
- Во второй половине дня 31 ноября мне поступило несколько телефонных звонков от моих знакомых, которые спрашивали, что случилось с моей племянницей Ксюшей, насколько тяжело ее состояние, - рассказывает главный редактор газеты «Ульяновская правда» Ирина Арановская, - Я с удивлением отвечала, что у меня нет племянницы с таким именем, даже поначалу не могла понять, что происходит. Выяснилось, что взломали мой электронный почтовый ящик и с него осуществили массовую рассылку с просьбой о помощи и ссылкой на сайт, где очень правдоподобно и слезно описывалась сложная жизненная ситуация, в которую попала моя «родственница». И, как водится, там были указаны реквизиты для перевода денег.
Вот текст письма: «Приветствую, друзья и коллеги. Пробегаюсь по своим контактам, чтобы ознакомить с ситуацией своей племяшки. АДРЕС САЙТА - надеюсь, у Вас найдется время на прочтение. Спасибо» - очень ненавязчиво. Как выясняется, лже-Ксюше 14 лет, у нее остеосаркома (рак берцовой кости). Перепробованы все возможные варианты лечения, но бесполезно – нужен дорогостоящий протез, необходимо собрать 800 тысяч рублей. Имущество продано, кредиты взяты, заявки поданы, но все равно не хватает – важна каждая копейка.
Тонко чувствующие аудиторию авторы мошеннического послания даже просят прощения за то, что осуществляют массовую рассылку – «заранее извиняюсь, если Вы случайно попали в рассылку и мы потратили Ваше время». То есть, если не вглядываться пристально и не задавать вопросов, выглядит страничка вполне убедительно.
По словам Ирины, письмо было разослано по более чем 1700 адресам – несмотря на то, что ящик личный, он давно уже использовался для активной служебной переписки. Восстановить пароль не удается до сих пор, поэтому объясняющую рассылку пришлось делать со всех других доступных электронных ящиков и при помощи СМС. Большинство ответили, что сразу догадались о мошенническом характере письма. А те, кто поверили – перезвонили, слава Богу.
- Звонков было очень много, - рассказывает Ирина, - и этим я даже приятно удивлена. У меня накануне был день рождения, и людей, которые позвонили, чтобы предложить помощь, было больше чем тех, кто поздравили. Для меня это знак того, что вокруг много неравнодушных к чужому горю людей, которые готовы помочь тем, с кем даже недостаточно близки. Звонили коллеги по СМИ, которые тут же предложили мне организовать публичный сбор денег по своим каналам. Это было очень трогательно. Но, конечно, очень жаль, что преступники используют эти благие чувства и намерения в своих корыстных целях.
Коллега Ирины по журналистскому цеху Евгений Карманов дважды подвергался аналогичным «атакам» - он отмечает, что современные интернет-аферисты работают очень тонко и успешно придают своим вбросам правдоподобный вид:
- Изредка «ВКонтакте» я переписываюсь со своей двоюродной сестрой Валерией, которая живет в Москве. Однажды мне приходит от нее стандартный «Привет!». Я был онлайн, тут же ответил. Следующее сообщение: «Я заказала Полинке своей подарок, а оплатить сейчас не могу основная карта на перевыпуске, сможешь помочь?? я деньги завтра верну». Все выглядело очень по-настоящему, со мной явно переписывался не робот, а живой человек, даже упоминалась моя племяшка Полина. Меня остановило только то, что сестра работает в Сбербанке и у нее в принципе вряд ли могут быть проблемы с картой. Я тут же перезвонил ей на мобильный, она не ответила, написал СМС, переспросил, она ли ко мне обратилась. Естественно, выяснилось, что не она.
Вторая попытка была не столь изощренной – просто электронное письмо от старого знакомого. От обычного спама его отличало одно – с самого начала автор называл себя по имени и фамилии, и это бросалось в глаза. Тоже не поверил, тоже сообщил.
- Судя по всему, мошенники уходят от потерявшей эффективность тактики рассылки обычного спама к более адресной «работе» - внимательно изучают профиль взломанной страницы, заостряют внимание на деталях – как, например, имя дочери, - говорит Евгений, - как мне кажется, единственная возможность полностью обезопасить себя – это перепроверять ЛЮБУЮ просьбу о помощи через интернет, какой бы правдоподобной она ни казалась.
Как максимально обезопасить свой ящик от взлома
В Интернете можно без труда найти массу инструкций, рассчитанных на самый разный уровень пользователей – от «чайного» до продвинутого. Но лучше всего обратить внимание на рекомендации той почтовой службы, которой вы пользуетесь – инструкция от Mail.ru, инструкция от Yandex.ru, инструкция от Gmail.com. То же самое следует сделать в отношении аккаунтов в социальных сетях – они активно используются для переписки и являются объектом повышенного внимания мошенников (инструкция от «Вконтакте»; инструкция от «Одноклассников»; от Лаборатории Касперского).
Как получить возможность гарантированно восстановить пароль
Пользователи часто сталкиваются с проблемой, о которой рассказала Ирина Арановская: после взлома не удается восстановить доступ – ящик был зарегистрирован давно, и на большинство вопросов, которые задает система при попытке создать новый пароль, ответить проблематично – просто не помнишь, какой секретный вопрос назначил и каков на него ответ. Иногда из-за этого навсегда теряется возможность пользоваться данным адресом – теряются годами накопленные контакты. Чтобы избежать подобного, нужно обновить соответствующие настройки в своем профиле – указать номер телефона, дополнительный e-mail для восстановления пароля, выбрать новый секретный вопрос (проходить по ссылкам, будучи авторизованы в аккаунтах электронной почты): Пароль и безопасность Mail.ru; Паспорт Yandex.ru; Безопасность и вход Gmail.com.