Сергей Иванович Морозов родился 6 сентября 1959 года в Ульяновске. После окончания средней школы работал станочником на мебельной фабрике. С 1977 по 1980 год служил на Тихоокеанском флоте. После службы в армии работал слесарем в Ульяновском автотранспортном предприятии, затем – водителем. С 1981 года – в органах внутренних дел. Заочно окончил Всесоюзный юридический институт по специальности «правоведение». Прошел путь от инспектора уголовного розыска РОВД до руководителя спецподразделения УВД Ульяновской области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 1995 году назначен начальником УВД города Димитровграда. В декабре 2000 года избран главой города Димитровграда. Сергей Иванович Морозов - инициатор участия Димитровграда в региональных конкурсах «Культурная столица Поволжья» и «Самый благоустроенный город России», один из главных разработчиков городских программ по этим направлениям. В 2003 году Димитровград стал победителем федерального конкурса и получил звание Культурной столицы Поволжья-2004. Дважды город награждался специальными правительственными призами за успехи в благоустройстве. В декабре 2004 года Сергей Иванович Морозов избран главой администрации Ульяновской области. Приоритетами своей деятельности считает обеспечение стабильного существования и устойчивого развития всех сфер жизни области. 20 марта 2006 года Президент РФ Владимир Путин внёс кандидатуру Сергея Морозова на рассмотрение депутатов областного Законодательного Собрания Ульяновской области для наделения его полномочиями Губернатора Ульяновской области. 28 марта депутаты утвердили кандидатуру Сергея Морозова на пост Губернатора Ульяновской области. 28 февраля 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев, по предложению Всероссийской политической партии «Единая Россия», внёс на рассмотрение Законодательного Собрания Ульяновской области кандидатуру Сергея Морозова для наделения его полномочиями Губернатора Ульяновской области. 6 марта на внеочередном заседании депутаты утвердили кандидатуру Сергея Морозова на посту Губернатора области. Награжден нагрудными знаками «Отличник милиции» (1986 г.) и «За отличную службу в МВД» (1993 г.), медалью «За безупречную службу» 3 степени (1989 г.), медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» (2006 г.), медалью Федеральной миграционной службы (2008 г.), медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (2009 г.), золотой медалью «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России» (2009 г.), Орденом Почёта (2009 г.), а также Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ. Кандидат экономических наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование стратегии социально-экономического развития региона». Женат. Имеет пятерых детей: двух сыновей и трёх дочерей.
Глава Ульяновской области рассказал о своем отношении к нашумевшему делу.
- Сергей Иванович, предъявлены обвинения зампреду ЗСО, активному и многолетнему представителю депутатского корпуса Алсу Балакишиевой. Что это: политическая борьба (следственные действия поразительно совпали по времени с предварительным голосованием «Единой России», где Балакишиева показала очень хороший результат), чистый криминал или, как считает сама Балакишиева, она стала жертвой провокации, «подставы»?
- Вы правы, что подчеркиваете многолетний статус Алсу Балакишиевой в системе власти. В 1996 году она впервые избралась в городскую думу Ульяновска еще в команде Горячева. В 2003 году по спискам Шаманова выбралась в ЗСО. Она опытный политик и прекрасно понимает правила этой игры. Поэтому я не думаю, что действия СК как-то связаны с предварительным голосованием, это, вероятно, совпадение. Все остальное – степень вины Балакишиевой, вероятность, как вы выражаетесь, «подставы», обстоятельства и круг вовлеченных лиц установит следствие. А суд, когда бы он ни состоялся, единственный орган, который ставит в деле точку, оглашает приговор. Я специально оговариваюсь: «когда бы он ни состоялся». Потому что у нас много прецедентов, когда дела такого рода длятся годами и заканчиваются очень по–разному. Тут можно вспомнить и осужденных на серьезные сроки только за последние 10 лет. Причем, руководителей очень высокого уровня, от главных врачей до министров, от преподавателей вузов до федеральных чиновников, бизнесменов. Но были и оправдательные приговоры, как недавно с министром строительства Михаилом Шкановым. Были и следственные действия которые в последствии были признаны судом незаконными, как в прошлом году обыски в кабинете одного из заместителей председателя правительства области. Но были и 288 дел коррупционной направленности только за 2015 год и 150 человек осуждённых за взятки. Были получены компенсации в бюджет на сумму более 50 млн рублей только в минувшем году. О чем это говорит? О том, что в регионе идет реальная борьба с коррупцией. Что правоохранительная система работает, старается, держит в рабочем напряжении руководителей любого уровня во всех сферах деятельности и, главное, в бюджетной сфере.
- Как повлияет дело Балакишиевой на перспективы ЕР на выборах в Госдуму РФ? Станет ли это громкое дело предвыборной повесткой для оппозиции?
- Оно повлияет на повестку самой ЕР. Потому что борьба с коррупционными явлениями - это традиционная тема единороссов, а принятый Президентом Путиным Национальный план по борьбе с коррупцией, по большому счету, есть часть предвыборной программы нашей партии.
- Вы упоминали, что Национальный план по борьбе с коррупцией был инициативой Ульяновской области, это так?
- Нет, это не так! Но Ульяновская область идет на год-полтора впереди федерального антикоррупционного тренда с 2009 года. Именно тогда мы создали единый координационный центр, контролирующий эту работу, учредили государственную должность — Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области. Мы стали единственным субъектом в Российской Федерации, где введена такая должность. А к созданию правовых основ профилактики коррупции Ульяновская область приступила еще в 2007 году.
И это, кстати, за полтора года до принятия соответствующего федерального закона было оформлено в виде регионального закона «О противодействии коррупции в Ульяновской области». В 2008 году утверждена соответствующая областная целевая программа.
В 2014 году создан новый институт общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции, который действует во всех муниципальных образованиях и в каждом населённом пункте Ульяновской области. Сегодня это более 470 человек. Подобной практики участия граждан в антикоррупционной работе нет не только в России. Эту систему я считаю эффективной, так как мы не только смогли создать данный институт, но и вовлечь граждан, жителей региона в практическую организацию антикоррупционной работы.
В 2014 году в результате межведомственного правоохранительных органов и региональной власти были вскрыты многочисленные нарушения в деятельности руководителей Вешкаймского района. Итог – глава муниципального района и глава администрации района освобождены от занимаемых должностей, а в отношении одного из них возбуждено и рассмотрено в суде уголовное дело.
В марте 2016 года по результатам проверки Уполномоченного по противодействию коррупции региональной Палаты справедливости и общественного контроля от занимаемой должности освобожден руководитель крупнейшего предприятия города Ульяновска – МУП «Ульяновскэлектротранс». Сегодня анализом его экономической деятельности занимаются правоохранительные органы, которыми уже в отношении уже бывшего руководителя возбуждены уголовные дела.
- Вы считаете, что гражданское общество достаточно вовлечено в борьбу с коррупцией?
- Парадоксально, но даже дело Балакишиевой говорит об этом. Ведь чтобы состоялись эффективные оперативные, следственные действия, нужны и сигналы и помощники следствия. Люди, которые понимают, что они идут на контакт с правоохранительной системой, идут не просто так, а ради справедливости, ради того, чтобы человек, который ошибся, возможно, нанес ущерб стране или людям, получил по заслугам. Я не призываю к «стукачеству», «доносительству» - такая практика чревата новым 37-годом и вопиющими случаями несправедливости. Но я говорю о нормальной активной гражданской позиции – если видишь преступление, то молчать об этом - тоже преступление. У правоохранительной системы и общества в борьбе с коррупцией задача общая.
- То, что мы знаем о деле Балакишиевой, пока говорит о не слишком крупном чисто коммерческом деле, некой протекции, или попытке протекции при заключении строительных подрядов. При чем здесь позиция гражданского общества?
- Очищение от явлений коррупции, особенно в среде чиновников высокого уровня, (а Балакишиева как председатель комитета ЗСО, заместитель председателя ЗСО, безусловно, представитель первого эшелона власти) - это дело региональной репутации. Я пришел к должности губернатора в 2004 году в том числе и на волне антикоррупционной позиции по отношению к отдельным представителям прежней команды. Регион же к 2004, просто напросто, почти «растащили»… И мы тогда определили новый вектор развития – это инвестиционная привлекательность, это новые производства, новая промышленная и социальная политика. А что главное для инвестора? Это правовая защищенность собственности и бизнеса. Ульяновская область оценивается как регион самой высокой антикоррупционной активности и открытости международными рейтинговыми агентствами и нашим АСИ. Борьба с коррупцией проходит реально не там, где ее замалчивают, «заметают под ковер», а где ясно дают понять – неприкасаемых нет, закон один для всех.
- Но ваше личное ощущение произошедшего, каково оно: это разочарование? Это раздражение? Что это?
- Прежде всего, это трагедия Балакишиевой. Но это и результат системной работы по борьбе с коррупцией в регионе, в которую вовлечены и правоохранительные структуры, и власть, и общество. По-человечески мне жаль ее. Но судить ее не мне и не нам. Это сделает суд.
- В системе власти Ульяновской области работает много бывших высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Это как-то определяет особый вектор на борьбу с коррупцией?
- Действительно, я в прошлом возглавлял УВД по г. Димитровграду, спикер ЗСО Бакаев – ГУВД по Ульяновской области, депутат Малышев – в прошлом прокурор области. А уполномоченный по борьбе с коррупцией Яшин в прошлом начальник регионального УБОПа. Но не стоит проводить жесткий водораздел между силовыми структурами и органами власти, будто бы одни имеют презумпцию невиновности, а другие, априори, – презумпцию виновности. Коррупция есть и в системе правопорядка. Поэтому еще раз подчеркну – наше дело - общее. Очистить не только власть, но и общество в целом от взяточничества - одна из главных государственных задач.