Лента новостей 

Высокая плата и плохое содержание жилья. Что беспокоит ульяновцев в ЖКХ

11 апреля 2022, 10:09
337
Высокая плата и плохое содержание жилья. Что беспокоит ульяновцев в ЖКХ

К сожалению, из года в год в ЖКХ жителей волнует практически одна и та же проблема. Ее можно по-разному формулировать: непрозрачность оплаты, высокие тарифы, низкое качество услуг… Суть сводится к тому, что людей не устраивает уровень сервиса, который они получают за свои деньги.

- Стабильная актуальность одних и тех же вопросов свидетельствует о недостаточности предпринимаемых мер для обеспечения прав граждан на жилье, комфортные и безопасные условия проживания, - отмечает руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан ХАЙРОВ.

Интересно, что антирейтинг проблем ЖКХ, который составляется у нас в регионе на основе анализа обращений, поступивших от жителей в Центр общественного контроля, а также в Общественную палату Ульяновской области, отличается от общероссийского, который готовится Национальным центром общественного контроля (НП «ЖКХ Контроль»).

Больше всего (20,7%) ульяновцев волнует начисление платы за ЖКУ. Но это не обязательно, как принято обычно считать, вина управляющих и ресурсоснабжающих организаций, которые стремятся начислить сверх положенного. Дело в том, что жители не могут разобраться и поэтому не могут проверить правильность начислений, так как это слишком сложно. Потребителю необходимо ориентироваться в постоянно меняющихся положениях сразу нескольких постановлений Правительства! Более того, даже сами специалисты УК не разбираются, поэтому свою обязанность по начислению и сбору платежей, как правило, отдают на аутсорсинг контрагентам, так называемым РКЦ (расчетно-кассовым центрам). Там этот процесс осуществляется автоматически при помощи специализированных компьютерных программ. Жители в платежках видят лишь итоговый результат и не могут проследить корректность начислений, особенно учитывая все перерасчеты и доначисления.

- Часто по результатам проверки начисления корректны, но имеют место быть случаи, когда УК передает недостоверную, а порой и заведомо лживую информацию для расчетов. В результате жители недовольны и оспаривают законность таких начислений. Много обращений поступает о выставлении платы за дополнительные услуги, не утвержденные решениями общих собраний и не предусмотренные договором управления. По-прежнему актуальна проблема ОДН, которая так и не решается, несмотря на попытку законодателей спрятать «общедомовые нужды» от глаз потребителей из коммунальной услуги в жилищную. Управляющие компании скидывают с себя эту проблему, полностью перевешивая ее на жителей путем навязывания через договор управления таких условий, которые фактически (исходя из судебной практики) являются незаконными. Граждане заявляют о фальсификации решений общих собраний по вопросам перехода на расчет ОДН с распределением всех неучтенных расходов на собственников МКД в полном объеме, - поясняет Руслан ХАЙРОВ.

Перекладывая оплату ОДН на жильцов дома, УК фактически устраняется от необходимости работать над сокращением утечек коммунальных ресурсов и повышением энергоэффективности МКД. В итоге у людей растут суммы в платежках. 

- Жители становятся заложниками круговой безответственности, которая сложилась вокруг оплаты в сфере ЖКХ. Например, УК взыскала задолженность через судебный приказ, приставы списали сумму задолженности с банковской карты жильца. Вроде бы долг погашен, но в РИЦ об этом ничего не знают и продолжают выставлять всю сумму долга к оплате. Человек начинает везде жаловаться, разбираться. Из РИЦ его посылают в УК, из УК к приставам… В итоге и деньги списали, и долг остался, а все ответственные лица, включая ГЖИ и Роспотребнадзор, лишь разводят руками, мол, не в нашей компетенции. Мы достаточно часто сталкивались с таким на практике, когда очень сложно что-то доказать. По сути, после того как деньги списали, УК должна сообщить в РИЦ. Но она этого не делает. Пишем письмо в УК, а она игнорирует или опять же отсылает к приставам. Что делать человеку в такой ситуации? Подавать в суд на суд?! - комментирует руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ.

На втором месте антирейтинга уверенно располагается качество содержания общего имущества и состояния многоквартирных домов. Данной теме в нашей газете посвящено огромное количество статей. Сложность в том, что нельзя однозначно назвать виновного и, что называется, повесить на него обязанность исправлять ошибки. Это комплексная проблема, включающая в себя не только халатное отношение управляющих организаций, но и объективные экономические причины - зачастую у жильцов просто нет такого объема средств, чтобы содержать свое жилье в надлежащем виде.

Экономически обоснованный размер платы в старых малоэтажных домах в разы (!) выше, чем в современных многоэтажках. Это при том, что зачастую в таких старых, разваливающихся двухэтажках в Ульяновске живут пенсионеры, инвалиды, которым не по карману оплачивать текущий ремонт, обслуживание и уборку. Действующая система капитального ремонта также им не подходит.

Если на старте реформы на это не обращали внимания и занимались обновлением прежде всего самых изношенных МКД, то сейчас подход изменился. Однако изначально вбухали огромные средства из «общего котла» на восстановление практически аварийных развалюх, жильцы которых даже за 100 лет не смогут расплатиться за потраченное на их недвижимость. В том числе из-за этого была нарушена финансовая устойчивость регоператора. Поэтому сегодня ввели принцип возвратности, то есть размер взноса на капремонт должен быть таким, чтобы успеть до окончания программы в 2044 году вернуть всю потраченную сумму. Хотя платить по 150-200 рублей с квадратного метра только за капремонт жильцы ветхого фонда абсолютно не готовы.

В свою очередь, УК также отказываются от таких МКД, собственники которых не могут обеспечить экономически обоснованный размер платы. Дома переходят на непосредственное управление, а фактически - отсутствие управления и надлежащего обслуживания как такового. В результате за состоянием здания и придомовой территории никто не следит. В зимний период такие дворы утопают в снегу, увеличивается количество жалоб.

На третьем месте - благоустройство, причем как придомовой территории, так и общественных пространств возле МКД. Также в данную номинацию попадают обращения с нареканиями к малым архитектурным формам: сломанные и непокрашенные игровые и спортивные комплексы либо их полное отсутствие. Сюда же попадают и множественные обращения по обрезке кустарников и сносу деревьев.

- На самом деле благоустройство - очень важная вещь, так как в целом является основной составляющей благоприятного эмоционального фона жителей, эргономичного проживания, досуга. Зачастую УК данному вопросу уделяют мало внимания, а в программу комфортной городской среды вошли далеко не все дворы, да и к качеству реализации имеются вопросы, - отмечает Руслан ХАЙРОВ.

Чуть меньше, чем благоустройство, ульяновцев волнует качество коммунальных услуг. Здесь наибольшее раздражение у людей вызывает ржавая вода из крана. Речь идет о ГВС, однако получается она путем нагрева в крышных котельных той же самой ХВС, то есть питьевой воды, в которой, судя по всему, очень много железа. Не будем повторяться, мы не так давно уже писали подробно о проблемах УМУП «Ульяновскводоканал», а депутаты Гордумы все последние годы поднимают вопросы о ремонте и модернизации сетей, износ которых в городе достиг критической точки.

Капитальный ремонт также попал в антирейтинг проблем ЖКХ. У жителей вызывает недовольство качество работ, которое не соответствует ожиданиям и уровню финансовых затрат. Недавно в Ульяновске даже создан судебный прецедент, когда старшая по дому №45 по ул. Октябрьской отказалась подписывать акт выполненных работ из-за их низкого качества, за что на собственника подали иск. Мы рассказывали об этом в статье «Суд разрешил не платить за плохой капремонт». Между тем, хотя мы и говорим о капремонте, и вроде как это выделяется в отдельную проблему, по сути, речь опять о том, что оказываемые услуги не соответствуют потраченным на них средствам. В общем, куда ни ткни в ЖКХ - непонятно, за что платим и почему так дорого?!

Егор Обухов

Источник: Управдом73