Права посетителей заведений общепита зафиксированы в законе РФ «О защите прав потребителей» и правилах оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства в 1997 году, – напоминают ульяновцам сотрудники регионального Роспотребнадзора.
Владельцы кафе, ресторанов, закусочных могут устанавливать свои правила на их территории: например, запретить курение или нахождение в помещении в верхней одежде. Однако эти правила не должны противоречить основным законам.
В заведении общепита должны обслуживать всех посетителей, так как дискриминация противозаконна.
Меню с ценами потребитель может посмотреть как в зале, так и за его пределами.
Если посетитель засомневался в том, что вес блюда соответствует заявленному в меню, он должен иметь возможность подтвердить или опровергнуть свои опасения.
От предварительно оплаченной услуги можно и отказаться. Владелец заведения общественного питания обязан вернуть деньги, если только он не понес расходов, выполняя заказ.
Потребитель должен иметь доступ к информации о предлагаемых услугах, ценах на них, способах оплаты, весе и объеме блюд. Кроме того, клиенты должны знать о пищевой ценности продукции (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.) и составе. Хозяин кафе, ресторана обязан при необходимости предоставить нормативные документы, требованиям которых должны соответствовать его товары и услуги. Все необхдимые сведения клиенты заведений общепита могут почерпнуть в меню и в других источниках информации.
В каждой организации общественного питания можно сделать предварительный заказ блюд. За это владелец заведения может потребовать оплату. Это не противоречит законам. Однако потом внесенная за предзаказ сумма должна быть зачтена в счет заказа.
Для оформления предварительного заказа потребуется наименование исполнителя (заведения общепита), ФИО потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия оказания услуги. Также должна быть оговорена ответственность сторон, следует отметить должность лица, ответственного за прием и оформление заказа. Предварительный заказ должен быть утвержден подписями. Условия оплаты (предварительная она должна быть или по факту) оговаривают стороны.
После оплаты заказа, потребитель должен получить документ, подтверждающий внесение денег. Сроки оказания услуги должны четко соблюдаться.
Потребитель имеет право отказаться от услуги. Однако ему придется возместить заведению общепита уже понесенные им расходы, которые тот потерпел, выполняя заказ, до того как его отменили. Следовательно владельцы кафе и ресторанов не имеют права включать в договор условие о том, что внесенные заказчиком средства не будут возвращены при отказе от запланированного банкета. Исполнитель заказа может удержать лишь сумму, уже потраченную на выполнение заказа и лишь в том случае, когда она документально подтверждена.
В заведениях общепита должна быть книга отзывов и предложений, которую владелец и его представители должны выдают клиентам по первому требованию. Также клиентам должны приносить чеки на оказанные услуги или другие документы, подтверждающие оплату заказа.