Лента новостей 

Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках

10 апреля 2018, 11:51
886
Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках

На прошлой неделе в конференц-зале отеля Hilton Garden Inn прошел круглый стол ассоциации «Аэронет», на котором эксперты из Ульяновской области и других регионов обсудили развитие беспилотных авиационных систем. Проект «Автоматизированная система управления самолетом сельскохозяйственной авиации» представил директор ООО «Приз» Сергей Летуновский. Корреспонденту 1ul.ru он рассказал о работе и применении этой системы.

Разработка проекта велась в Центре молодежного инновационного творчества «Прогресс» – это структурное подразделение ООО «Приз». Организация работает в сфере IT – занимается обслуживанием компьютеров и аутсорсингом. Компания получила грант по программе Минэкономразвития по поддержке создания молодежных центров, и в 2015 году в Димитровграде открылся ЦМИТ «Прогресс». Таким образом бизнес напрямую принимает участие в работе с молодежью, финансирует разработки и привлекает школьников и студентов. Основная цель «Прогресса» – работать с подрастающим поколением, со стартапами, изобретателями, помогать им реализовывать идеи. В ЦМИТе есть специальный курс: раньше он назывался авиакружком, теперь – мастер-классом по беспилотным летательным аппаратам.

Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках

– Это помощник пилота сельскохозяйственной авиации, – рассказывает о проекте Сергей Летуновский. – Задача этого направления авиации – обработка полей, лесов, сельхозугодий, и тут возникает много проблем: необходимо составить план обработки, подобрать реактивы и выполнить саму обработку. В процессе, как правило, задействованы один или два человека, потому что необходимо не просто управлять самолетом, а еще правильно его вести по курсу – с определенной скоростью, на определенной высоте и по траектории, которая зачастую бывает сложная, поскольку не все поля имеют прямоугольную форму. Пилот проводит в напряжении практически весь день. У нас возникла идея автоматизировать данный процесс. Мы поставили себе задачу, за основу взяли технологии автопилотов, модифицировали алгоритмы и разработали этот аппаратно-программный комплекс. Это микрокомпьютер, который состоит из платы с установленными на нее чипами, и программы, которая загружена в эти самые чипы. Сам процессорный блок небольшой – масса около килограмма.

Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках

– В чем уникальность вашего изобретения?

– Изобретение – громко сказано, – смеется Сергей.– Это полезная модель. В мире есть аналоги: программы для смартфонов, GPS-навигация и системы автопилотирования. Уникального изобретения мы здесь не видим, но и чтобы все вышеперечисленное было собрано вместе, такого нам найти не удалось. Мы соединили современные достижения электроники и программных технологий в одно устройство.

Оно выполняет некоторые функции пилота, но последний все-таки должен присутствовать. В процессе развития проекта есть вероятность того, что это действительно станет автопилотом, и сам самолет станет беспилотным летательным аппаратом. Мы очень надеемся, что будущее проекта будет очень светлым.

– Как работает эта система?

– Устройство устанавливается на самолет, но не внедряется в его систему – работает параллельно с ней. Плата оснащается датчиками, которые получают информацию о текущих координатах, скорости, направлении. Это помогает выполнять ряд действий. Например, с этой системой можно управлять подачей реагентов. На то, чтобы клапан открыть и закрыть, члену экипажа нужно потратить время и внимание. Со слов пилотов сельхозавиации, устройство значительно упрощает работу.

Еще одна функция – это корректировка курса. Следующий момент – когда автоматике доверяется управление курсом. На самолет дополнительно устанавливается система привода. Пилот, выйдя на траекторию, может включить автоматику и управлять высотой и курсом в заданных пределах. У летчика сохраняется его прямая функция – он может в любой момент перехватить управление. Такой АПК устанавливается на любые легкие самолеты, которые используются в сельском хозяйстве, например, «кукурузники». Представители авиационных компаний, специализирующихся на этом направлении, заинтересованы нашим предложением и уже говорят: «Давайте нам это устройство».

– Применялось ли оно на практике?

– На практике пока не применялось, сейчас проходят испытания. Это первый прототип, и испытывался он только на беспилотниках.

Уже первые результаты показали эффективность: расход реагентов сократился на 10%, топливо расходуется экономичнее. Например, прежде чем обрабатывать угодья, необходимо рассчитать массу реагентов. Соответственно, если мы немного ошибаемся, нам реагента либо не хватит, либо возьмем его больше, а это – дополнительная масса и расход топлива. А если реагента взяли меньше, это еще хуже – нам придется посадить самолет, дозаправиться, опять взлететь – тоже дополнительный расход. С этой системой можно будет сэкономить топливо. С помощью беспилотника, оснащенного АПК, можно проводить фотосъемку полей и получать данные об их площади. Это поможет рассчитать нужное количество реагентов для опрыскивания, избежав дозаправок или перевеса во время обработки.

– Кто занимается разработкой проекта?

– Первоначальная разработка была любительская. Участвовали студенты, аспиранты, школьники. Практически весь коллектив ЦМИТа принимал участие в мозговых штурмах. Проходили испытания и подключались инженерные кадры с предприятий ядерного инновационного кластера Димитровграда. Днем инженеры работают на предприятиях, а вечером занимаются проектной деятельностью. Сейчас над разработкой на постоянной основе работает команда из 4 человек. Это студенты Димитровградского инженерно-технологического института, УлГУ и специалисты предприятий. Школьники принимают участие в испытаниях. Например, на устройство загружается «миссия», выезжаем в поля со всем оборудованием и тестируем АПК на беспилотниках. Ребята смотрят, участвуют и загораются желанием стать в будущем инженерами.

Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках

– Сколько денег уже затрачено на проект?

– Сейчас сумму оценить сложно, но приблизительно на первый прототип потрачено около 200 тысяч рублей. Финансирование проводилось за счет нашей организации.

– Какая будет стоимость у конечного продукта?

– В зависимости от комплектующих и рынка стоимость может отличаться. Предполагается, что она будет приемлемой. В рамках предварительной бизнес-модели система оценивается в несколько десятков тысяч рублей, – поделился Летуновский. – Цена значительно ниже в своем сегменте. Сейчас есть два запроса от представителей авиакомпаний, которые заинтересованы в системе. В основном это актуально для южных регионов страны, где большие площади полей и других угодий. Количество заказов зависит от того, сколько в компании самолетов и в каком количестве их хотят оснастить системой.

– В презентации проекта заявлены приблизительные расходы – 4,5 млн рублей. На что конкретно и на какой срок рассчитана эта сумма?

– Смета составлена на разработку прототипа на реальный самолет. Первое устройство уже сделано и испытано на беспилотниках. Теперь предстоит работа над устройством, которое будет функционировать на практике в настоящих самолетах сельхозавиации. Деньги необходимы на проведение ряда научно-конструкторских работ, на зарплату инженерам, покупку расходных материалов и испытания – посчитали по минимуму. Работать над этим планируется год-полтора. В конце мы получаем один или два готовых устройства, конструкторскую документацию, на основе которой можно запускать производство. Останется только найти завод, на котором его запустить. Планируем, что выпускаться устройство будет на ульяновских предприятиях. В зависимости от спроса, думаю, речь идет о производстве десятки и сотни систем в год.

Спонсорскую помощь мы ожидаем от всех неравнодушных к развитию проекта. Это может быть правительство, заинтересованные авиакомпании – могут принять участие все. На сегодня четких договоренностей пока нет, но поступают предложения о финансировании проекта. От кого они поступают, пока раскрыть не могу.

Димитровградские изобретатели собрали «помощника пилота» для «кукурузников» и тестируют его на беспилотниках