Лента новостей 
17 апреля 2017, 00:00
0 4484

Место, где рождаются подводные лодки

Место, где рождаются подводные лодки

Ульяновский фотограф и блогер Алексей Мараховец о своем визите в Северодвинск: «Уж и не думал я, что по прошествии стольких лет я вновь пройду через проходные какого-нибудь режимно-секретного предприятия, но уже в роли простого смертного, гражданского лица без какой-либо формы допуска :) И не какого-нибудь предприятия, а морской тематики – моей любимой. В общем, не знаю, какими правдами и неправдами, но повезло мне оказать на «Севмаше» в Северодвинске – в месте, где рождаются подводные лодки».

На заводе, со стапелей которого сошла большая часть всех советских и российских подводных лодок, и где в настоящее время строятся самые современные субмарины проекта 955 "Борей". Хотите посмотреть?





Как попали

Экскурсия на "Севмаш" - событие крайне маловероятное и редкое. "Северное машиностроительное предприятие" - режимное и секретное, попасть туда  обычным способом можно только устроившись на работу и оформив соответствующую форму допуска, как минимум, 3-ю. Поэтому, сами понимаете, даже если день открытых дверей там и случается, то дальше административного корпуса людей "с улицы" никто не пускает.  Но, несмотря на всю строгость пропускного режима, пресс-служба завода подводных лодок периодически идёт навстречу блогерам и устраивает блог-туры.   К примеру, тот блог-тур, в котором я побывал, стал ... вторым :)



Удача улыбнулась нам, только благодаря экспедиции "На Север!", которую мы организовывали в августе прошлого года.   В общем, просто всё совпало - моё желание там оказаться, с одной стороны, и желание вновь увидеть в своих стенах блогеров, с другой.  К нашей ульяновской экспедиционной команде присоединились блогеры из Архангельска, которые так же посчитали приглашение на экскурсию за большое везение и удачу.

И вот мы, в назначенный день  и время, приезжаем в Северодвинск - северный центр судостроения и судоремонта России. Город двух заводов - "Севмаша", где строят корабли, и "Звёздочки", где их ремонтируют и утилизируют. Некогда закрытый город, куда до 1992 года попасть можно было только по спецпропуску.

Своё знакомство с заводом мы начали с подробного инструктажа, как нам можно себя вести за проходными, что можно фотографировать, а что нет, куда ходить, а куда даже не пытаться заглядывать. С самого начала нам рассказали, какие цеха мы сможем посмотреть. И даже учитывая, что ничего секретного нам в принципе не могли показать, увидели мы довольно много интересного.  Традиционно, любая экскурсия по заводу начинается с его истории и музея.




Секретный монастырь

В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь, постройки XVII века. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. А после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.




Строители судовой верфи не разрушили монастырь по одной лишь причине - эти постройки были единственными на многие километры вокруг, и их использовали как жильё. Постепенно монастырь обрастал новыми цехами и корпусами "Севмаша". Таким образом, он и оказался запертым внутри - в бывших церквях ныне располагаются некоторые подразделения огромного завода.  Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 новых куполов и крестов, вместо сгоревших от молнии в 30х годах.




В 1939 году на заводе был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира.






Главный механический

Один из цехов, который нам разрешили посетить - главный механический, №4.




Здесь изготавливают огромные судовые подшипники, которые стали одним из брендов "Севмаша".




Подшипники являются одним из важных компонентов корабля. Упорный подшипник передаёт гидродинамическую нагрузку от винта на корпус корабля, то есть заставляет его двигаться.




Трудовые будни работников механического цеха:












Рабочий стол:




Почему-то читается как "За всё ответит Жириновский".   Суровая трудовая дисциплина.




С первого взгляда, оборудование цеха выглядит довольно устаревшим, однако уже сейчас идёт процесс его модернизации. К примеру, работает вот такой токарный станок "Boehringer VFD 1000 DUS".






Что нам скажет начальник транспортного цеха? 

Мало кто знает, что протяжённость дорог "Севмаша", не считая железнодорожных путей, более 50 километров. Это около 550 дорожных знаков на всей территории завода, 314 транспортных средств в его гаражах. Всем этим управляет Автотранспортный цех №20.




В 2014 году цех отметил свой 75-летний юбилей. Главным событием праздника тогда стало открытие памятника легендарной полуторке ГАЗ-АА. Макет этой машины, с которой начинался автопарк завода, изготовили на заводе в масштабе 1:3.

История завода в одном кадре:




1:3, если кто не понял :) Не пытайтесь повторить этот трюк у себя дома - застрянете :)





Железнодорожный цех




Несколько месяцев назад на завод приехали три новеньких вагона с "Уралвагонзавода" - событие для "Севмаша" не рядовое, поскольку срок эксплуатации у некоторых имеющихся вагонов заканчивается, и они не смогут больше выходить на пути общего пользования. А когда последний раз пополнялся парк, работники цеха вспоминают с трудом.





Заводские пейзажи







Столовая

Комплексный обед в заводской столовой нам обошёлся примерно в 150 рублей.





Стапельный цех - место, где рождаются подлодки

К сожалению, посмотреть на стапельный цех №55 нам разрешили только снаружи. Сейчас в нём идёт строительство атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955У "Борей-А"), относящейся к 4-му поколению.




Однако, как оказалось, в Сети довольно много фотографий стапеля с "Бореем" внутри:


(источник: flotprom.ru)

И еще у Олега kuleshovoleg есть небольшой рассказ про этот стапельный цех - посмотрите.



Темп постройки подводных лодок на "Севмаше" примерно такой:
в 2008-м спустили К-535 «Юрий Долгорукий», в 2010-м сошёл К-550 «Александр Невский» и К-560 «Северодвинск», в 2013-м - «Владимир Мономах».  Сейчас строятся "Бореи": «Князь Владимир», «Князь Олег», Генералиссимус Суворов и "Ясени": К-561 «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск».   Заводские мощности загружены на полную мощь - на стапелях стоят сразу несколько лодок.



Легендарный 42й

24 сентября 1954 года на заводе, в цехе 42, была заложена первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Этот корабль стал третьим в мире подводным атомоходом.




Цех 42 единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное - сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем могут сделать специалисты 42го.




Здесь же, на стенде сборки активных зон реакторов, создают атомное сердце всех построенных на "Севмаше" кораблей. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением и две камеры электронно-лучевой сварки.




Делали тут и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса.




От входа в 42й корпус хорошо видны стоящие у причала подводные крейсеры "Акула" - самые большие лодки в мире. Но фотографировать их запрещено. Хотя бы так, издалека, но я их увидел "вживую". Мечта сбылась на 90%. Оставшиеся 10 - на её посещение, когда-нибудь. Надеюсь.



По-моему, прекрасная экскурсия получилась.  "Севмаш", спасибо!
Фотографии были опубликованы в 2016 году.

Автор фото, текста: alexio_marziano



отзывы
Максимальная длина сообщения 600 символов.
Смотрите также
20 ноября 2017
Приключения походного чайника в Непале Приключения походного чайника в Непале Из Непала невозможно вернуться таким же, каким туда уезжал. Можно вывезти человека из Непала, но вывести Непал из человека — никогда. Не могу сказать, в какой момент происходят необратимые изменения в сознании, но вот уже третью ночь я просыпаюсь дома и не могу понять, где именно я нахожусь — в Катманду, в Намче или Тенгбоче. Переживания настолько яркие, что стирается грань между ними и реальностью. А днём в голове не выключаются лейтмотивы хитпарада непальских шерпов с Resham Firiri на первой его строчке.
13 ноября 2017
Батарейка для ядерного реактора: как делают твэлы Батарейка для ядерного реактора: как делают твэлы Я уже рассказывал, как и где производят самый дорогой металл в мире - Калифорний-252. Но производство этой супердорогой субстанции - не единственное занятие Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР) в Димитровграде. В научном центре с 70х годов действует Отделение топливных технологий, где занимаются развитием экологически чистых способов получения гранулированного оксида урана, и переработки уже облучённого ядерного топлива (в том числе и оружейного плутония).
7 ноября 2017
Экскурсия «Барышские легенды» Экскурсия «Барышские легенды» Ульяновский фотограф, организатор и экскурсовод одноименного "Бюро путешествий" Дмитрий Илюшин опубликовал снимки с очередной поездки в область, прошедшей 5 ноября.