Лента новостей 

4 мая 2018, 00:00
0 924

Как делают шины Bridgestone

Как делают шины Bridgestone

Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.

Наверное, каждый автовладелец когда-нибудь сталкивался с муками выбора очередного комплекта «резины» для своей колесницы. Читал отзывы, обзоры с тестами, пытаясь понять причину большой разницы в цене на покрышки премиум и эконом-класса. Конечно же, главное отличие кроется в технологии производства и используемых материалах. Технология — главный ингредиент успеха производителей шин, который содержится в строжайшем секрете. Лидеры этой отрасли предпринимают беспрецедентные меры по охране своего ноу-хау. Стараниями многих людей, спустя два года попыток, мне всё же удалось попасть на новый завод автомобильных шин в Ульяновске и краем глаза взглянуть на процесс их изготовления. Но мне вдвойне повезло — ведь этого оказался не какой-нибудь обычный завод, а Bridgestone — самый что ни на есть мировой лидер, удерживающий первые позиции аж с 2007 года. 

Ну что, хотите посмотреть, как делают лучшие в мире шины? Листайте дальше и также узнаете, что это за волоски на них!

Завод Bridgestone, Ульяновск


Кусочек Японии в Ульяновске

Bridgestone открыл свой завод в Ульяновске совсем недавно — строить начали в 2014-м, а производство запустили спустя 2 года, в 2016-м. Затраты на строительство и запуск завода составили около 12,5 млрд. рублей. Здесь работает 610 человек — 200 офисных сотрудников и 400 на производстве. Основная ориентация производства — радиальные шины для легковых автомобилей всех сезонов. Хотя технический директор в разговоре обмолвился, что в будущем планируют делать шины для автобусов и большегрузов.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Попасть на производство оказалось задачей не из простых. Дело в том, что все визиты прессы согласовываются с головным управлением в Японии. А там долго не давали разрешение, потому что не был сертифицирован процесс проведения экскурсий: не было специальной одежды для посетителей, не было информационных стендов на участках, не было соответствующих инструкций по технике безопасности. Как только всё это появилось, Bridgestone открыл свои проходные для журналистов. С одним условием — никакой фото и видеосъёмки!  Мне разрешили снимать только снаружи и в музее завода. А фото самого производства были представлены пресс-службой завода после внутреннего согласования. За что им и благодрарен.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Первое, что сразу бросается глаза, даже не заходя за проходную — идеальная чистота и порядок. Все места, вроде курилки, парковки, сбора при эвакуации, промаркированы специальными знаками, дорожки для пешеходов и автомобилей размечены, газоны ухожены. Эдакий кусочек Японии у себя дома.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Холл Bridgestone больше напоминает ресепшн какого-нибудь хорошего отеля.  Здесь же устроен выставочный стенд продукции завода.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Вы знали, что Bridgestone выпускает не только шины, но и спортивный инвентарь для тенниса, гольфа и даже велосипеды? Но это всё на других заводах.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Bridgestone в Ульяновске растянулся на целый километр — это общая протяжённость конвейера, который переходит из одного корпуса в другой.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Дорога на производственные участки лежит через подробный получасовой инструктаж по технике безопасности.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Все сотрудники и посетители на заводе должны носить специальную обувь с толстой подошвой и металлической вставкой в носке. У меня заранее узнавали мой размер, поэтому коробка с моей фамилией и одноразовым следком уже лежала на столе. Даже на этом этапе ощущается дотошность японцев и внимание к любым мелочам. А в безопасности, как известно, мелочей не бывает.

Завод Bridgestone, Ульяновск



Ульяновский сэнсэй шин

На этапе строительства на заводе работало больше сотни человек из Японии, которые производили сборку и запуск сложного оборудования Bridgestone. Сейчас здесь осталось около 10-15 японских специалистов, которые следят за технологическим процессом. В их число входит и технический директор завода  Сасаки Тэцуо, который и согласился провести для нас экскурсию. Никто лучше его не знает, как всё тут устроено. Сасаки постоянно живёт в Ульяновске и лишь на время отпуска уезжает домой повидать семью. Я спросил у него, сложно ли было поменять Японию на Россию, на что он ответил, что уже привык и ему в Ульяновске нравится. Прежде всего разрушились японские стереотипы о России, как о стране, где на каждом углу подстерегает опасность. Сложнее всего было привыкнуть к морозам. Сасаки сказал, что в один из морозных дней (было около -20) он вышел на улицу, ожидая увидеть пустые улицы. И как же он был удивлён, когда там оказалось много народу, а некоторые из людей были довольно легко одеты. Сасаки очень понравилась Волга. Особенно, ему нравится наблюдать, как она покрывается льдом зимой и тает весной.

Завод Bridgestone, Ульяновск



Как это сделано

Цельнолитая с первого взгляда шина на самом деле собирается из пяти разных частей, изготавливаемых по совершенно разным технологиям. Шина Bridgestone по крупному состоит из протектора, каркаса, брекера, двух металлокордовых колец и боковин.




Рождение новой шины начинается с... миксера. Да, да — словно тесто для будущего изделия замешивается состав для резины. Он состоит из природного каучука, который поставляют на Bridgestone из Африки и Тайланда, серы, сажи и еще секретной смеси химикатов. Углерод в виде сажи придаст будущей шине прочность, а сера — эластичность. Каучук может быть заменён на синтетический материал из нефтепродуктов. Получившийся  состав размешивают две больших машины-миксера, и на выходе получаются длинные широкие полосы сырой, липкой резины.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Она сматывается в большие бобины, где каждый виток отделён от другого специальной прокладкой, предотвращающей слипание.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Сырая резина поступает на участок каландрирования, где с помощью машины-каландра она армируется специальным текстильным материалом. Он похож на капроновую сетку, в состав которой входят нити нескольких синтетических материалов, таких, как нейлон и полиэфир. В процессе каландрирования между двумя тонкими слоями резины укладывается ткань. Из армированной резины будет изготовлен каркас будущей шины.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Следующий этап — экструзия. Он заключается в продавливании резиновой смеси через формирующее отверстие в машине-экструдере. Здесь производится два типа заготовок: для протектора и боковины шины. Будущий протектор на этом этапе представляет из себя толстую ленту, выполненную из 5 слоёв разной резины. Один из слоёв играет роль антенны, которая служит проводником для отвода в землю статического электричества, образующегося от трения шины о поверхность. В состав этого слоя входят токопроводящие добавки. На глаз все эти пять слоёв протектора практически невозможно отличить друг от друга. Боковина по составу отличается от протектора — она более мягкая.

Завод Bridgestone, Ульяновск



Бесконечные ленты из каландрирования и экструзии поступают на участок резки, где они нарезаются на полосы нужного размера. Из этих полос будет собираться заготовка для шины.

Завод Bridgestone, Ульяновск


На этом же участке делают брекер — внутренний слой шины, армированный тонкой стальной проволокой. Именно он защищает шину от серьёзных повреждений и делает её крепче. Брекер укладывается в несколько слоёв под углом в 45 градусов друг к другу, образуя стальной щит.





Теперь все пять составных частей шины готовы — самое время отправить их на участок сборки!

Завод Bridgestone, Ульяновск


Здесь невозможно обойтись без участия человека — процесс сборки является полуавтоматическим. Оператор поэтапно наматывает на барабан боковины, брекер, каркас, ленту протектора, укладывает боковые кольца жёсткости. В силу липкости сырой резины, все части крепко склеиваются между собой. Далее, специальный механизм сжатым воздухом распрямляет конструкцию и на выходе получается нечто, очень похожее на готовую шину. Но она совершенно лысая! Где же протектор?

Завод Bridgestone, Ульяновск


На самоходной вагонетке, которая быстро передвигается между корпусами завода на потолочном рельсе, сырые покрышки отправляются в цех вулканизации. Здесь они будут печься до полной готовности. Да, да, вулканизация — это процесс обработки шины высокой температурой и давлением. При этих условиях резина вступает в химическую реакцию с серой, углеродом и другими химикатами, полностью изменяя свои свойства на нужные.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Шина «печётся» в специальной форме, внутри которой нанесён рисунок протектора. В процессе вулканизации образуются газы, которые необходимо выводить из формы. Делается это с помощью многочисленных тонких отверстий, в которые вслед за газом от давления попадает и резина. Так получаются эти знакомые всем резиновые волоски на поверхности шины. Перед отгрузкой на склад Bridgestone сбривает их. А можно этого и не делать — ущерба эксплуатации от них никакого.

Завод Bridgestone, Ульяновск


Разработка пресс-форм и рисунка протектора — отдельное направление в Bridgestone. Исследования, которые проводятся в нескольких центрах Европы и Японии, хранятся в строжайшем секрете, так как являются ноу-хау компании. От рисунка в большей мере зависит поведение автомобиля на дороге и его управляемость.

Готовые шины уходят на участок инспекции, где происходит визуальная оценка качества шин и отбраковка некондиционных экземпляров.

Завод Bridgestone, Ульяновск


И только после этого шины на автопогрузчике уезжают на склад готовой продукции, рассчитанный на хранение 4500 штук.

Завод Bridgestone, Ульяновск




Экология

Я задал вопрос и об экологической чистоте производства. Наверняка многие ульяновцы представляют завод шин классической фабрикой с трубами, из которых валит чёрный, вонючий дым. К счастью, это оказалось не так. Японцы очень щепетильно относятся к сохранению окружающей среды у себя на островах и масштабируют отработанные технологи на заводы в других странах. На системах вентиляции установлены многочисленные фильтры, которые улавливают вредные для среды частицы.

Завод Bridgestone, Ульяновск

Что касается брака, который образуется в процессе производства, то с ним поступают двумя способами. Если продукцию отбраковывают до этапа вулканизации, то некондиция отправляется обратно в начало конвейера и становится сырой массой. Бракованные изделия после вулканизации уже невозможно переработать повторно, поэтому они отправляются на завод по переработке использованных шин в Ульяновске и Димитровграде. Там они истираются в крошку, из них делают дорожную плитку и другие напольные покрытия.


Мощности

Ульяновский Bridgestone ориентирован на выпуск шин только для российского рынка. Максимальная возможная нагрузка на производство составляет 12000 штук в день. Но в настоящий момент ежедневно производится только 1500 шин в день, поэтому склад выглядит пустоватым.

Завод Bridgestone, Ульяновск

Качественная и не самая дешёвая продукция завода сейчас не так востребована в России, где многие вынуждены затягивать пояса потуже и ездить на менее дорогой «резине». Поэтому в будущем завод планирует расширить ориентацию с легковых на грузовые и автобусные шины, подключив таким образом более денежный корпоративный сектор. К следующему году планируется увеличить темп производства до 8000 штук в день.

Автор, фото: © Алексей Мараховец



Оставить комментарий

Максимальная длина сообщения 600 символов.


Смотрите также
13 декабря 2018
Ночной Ульяновск: Минаева и Кирова с высоты Ночной Ульяновск: Минаева и Кирова с высоты Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.
23 ноября 2018
Города-призраки: аэродром Дамгартен (Пютниц) Города-призраки: аэродром Дамгартен (Пютниц) Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.
16 ноября 2018
Как устроено романтическое морское путешествие в центре Европы Как устроено романтическое морское путешествие в центре Европы Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.